Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

 

К ПРОБЛЕМЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ И НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ МИГРАЦИИ КАК УГРОЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГАРНИЗОНА ПРАВОПОРЯДКА И ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ) 

 

Аннотация: в статье рассмотрена проблема неконтролируемых и нерегулируемых миграционных процессов в современной России, приводящих к проблемам с обеспечением национальной безопасности (на примере обеспечения на территории Московского территориального гарнизона правопорядка и воинской дисциплины).

В статье подчеркивается важность сохранения управляемости миграционных процессов, поскольку неконтролируемый приток мигрантов может стать причиной роста этнической преступности, социальных и конфессиональных конфликтов. При этом отмечена важность укрепления гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации в период проведения специальной военной операции.

Ключевые слова: мигранты, неконтролируемая миграция, незаконная миграция, национальная безопасность России, свобода совести, религия, светскость, гуманизм.

 

ON THE PROBLEM OF UNCONTROLLED AND UNREGULATED MIGRATION AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF RUSSIA (BASED ON THE EXAMPLE OF ENSURING LAW ORDER AND MILITARY DISCIPLINE ON THE TERRITORY OF THE MOSCOW TERRITORIAL GARRISON)

 

Abstract: the article examines the problem of uncontrolled and unregulated migration processes in modern Russia, leading to problems with ensuring national security (using the example of ensuring law and order and military discipline on the territory of the Moscow territorial garrison).

The article emphasizes the importance of maintaining controllability of migration processes, since an uncontrolled influx of migrants can cause an increase in ethnic crime, social and religious conflicts.

At the same time, the importance of strengthening civil unity, all-Russian civic identity, interethnic and interfaith harmony, and preserving the identity of the multinational people of the Russian Federation during the period of a special military operation was noted.

Key words: migrants; uncontrolled migration; illegal migration; migration policy; national security of Russia, freedom of conscience, religion, secularism, humanism.

 

Сегодня на тему неконтролируемой миграции в стране не пишет, наверное, только ленивый. Эта тема стала во много крат актуальней после 21 июля 2023 г., когда в центре Москвы прошла огромная несанкционированная акция протеста мусульман, которые совершили марш от Московской исторической мечети на Большой Татарской улице до станции метро «Третьяковская», выкрикивая знаменитый исламский лозунг «Аллах Акбар!».

Этот протест с их стороны якобы был вызван действиями силовиков в исламских молельных помещениях, в том числе и в московском районе Котельники, где, к сожалению, каждую пятницу мигранты парализуют дворы и дорогу из-за того, что этот район фактически превращен в «этническое гетто» с посещением мигрантами нелегального культового объекта в многоквартирном жилом доме. По информации местных жителей фактически объект функционирует как полноценная мечеть, полиция и администрация в курсе проблемы, однако его до сих пор не закрыли, несмотря на бесконечное количество жалоб.

Как известно, современные миграционные процессы являются сложными и многоуровневыми и напрямую влияют на национальную безопасность государства, характеризуются способностью противостоять воздействию разрушительных факторов и адаптироваться к меняющимся условиям. Думается, что одним из компонентов состояния государственной безопасности является миграционная безопасность.

На современном этапе развития общества и государства приоритетными задачами государственной миграционной политики Российской Федерации являются: обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защита, комфорт и благосостояние населения Российской Федерации; стабилизация и рост постоянного населения Российской Федерации; содействие в удовлетворении потребностей экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей[1].

Разумеется, в условиях ожидаемого сокращения населения Российской Федерации приток мигрантов является одним из необходимых условий для удовлетворения спроса на рабочую силу в экономике Российской Федерации, хотя мигранты из числа лиц иной этнической, культурной принадлежности чаще всего вызывают отрицательную реакцию местного населения.

Например, во время социологических опросов, проведенных в ряде регионов России, были установлены следующие претензии местного населения к мигрантам: 1) из-за них повышается уровень преступности; 2) они торгуют некачественными товарами и продуктами; 3) они способствуют распространению антисанитарии и болезней; 4) развращают местное население; 5) из-за них повышаются цены на жилье; 6) они занимают рабочие места, необходимые местному населению[2].

Все указанные обстоятельства приводят к появлению националистических, фашистских настроений среди коренного населения, популярности политиков с крайне правыми взглядами.

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости исходить из интересов россиян в миграционной политике, чтобы не создавать риски в безопасности, социальной и трудовой отрасли. Об этом он сказал на заседании Совета по межнациональным отношениям. «В миграционной политике мы должны исходить прежде всего, конечно, из интересов наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда. Здесь очень важен гибкий, сбалансированный подход, который не создает для нас риски, а работает на развитие страны, на экономику страны», - заявил национальный лидер.

13 мая 2023 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что после начала специальной военной операции на Украине в РФ отмечается резкий рост преступности с участием мигрантов. Он добавил, что отмечаются факты «групповых нападений мигрантов с целью унижения русских». «Если мы принимаем граждан, они должны нести все обязанности и пойти на передовую. Не хочешь выполнять - возвращайся на свою территорию», - сказал глава СКР[3].

Реализация и защита национальных интересов – главная функция государства. На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государства вырабатывают и формируют цели государственной политики, являющиеся по своему содержанию отражением намерений граждан, общества и государства в части удовлетворения своих, прежде всего жизненно важных, интересов[4].

Каким образом реализовать и защитить национальные интересы на территории Московского территориального гарнизона в условиях существования огромной проблемы цивилизационной интеграции и социализации мигрантов?

Отвечаем: через обеспечение на территории Московского территориального гарнизона правопорядка и воинской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности Военной комендатурой города Москвы.

В соответствии с возложенными задачами военная комендатура города Москвы осуществляет проведение установленным порядком проверок воинских частей Московского территориального гарнизона по направлениям деятельности военной полиции, в том числе по выполнению мероприятий по предотвращению противоправных действий, вооруженного нападения и террористических актов, направленных против военнослужащих, воинских частей, и объектов Вооруженных Сил, а также участие в мероприятиях территориальной обороны, в проведении контртеррористических операций и обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения в соответствии с компетенцией военной комендатуры[5].

Например, сегодня в зоне проведения СВО выполняют боевые задачи военнослужащие и добровольцы разных национальностей и именно поэтому так важно сохранять братские отношения между военнослужащими, не допуская ни в коем случае попыток проявления национального эгоизма, кичливости, религиозной исключительности и превосходства именно «своей» религии.

Вместе с тем, необходимо признать, что декларируемый в условиях проведения специальной военной операции «донбасский консенсус», сплотивший ранее наше многонациональное общество в едином порыве борьбы с укронацизмом, к сожалению, оказался недостаточно прочным, если судить по последним событиям, связанным с обращением из зоны СВО вооружённых чеченцев к протестующим против строительства крупнейшей мечети в Москве около Святого озера.

Данный ролик вызвал возмущение среди православных жителей Москвы и других регионов страны, протестующих против строительства мечети, опасаясь радикалов, которые реально способны поставить под ружье десятки тысяч вооруженных радикальных исламистов[6].

Ситуацию прокомментировал и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, опубликовав соответствующий пост в своём Telegram канале, где заявил «возьми автомат, отодвинь плечом мусульманина, который вместо тебя сегодня воюет в русском Донбассе»[7]. А ведь тринадцать лет назад (10 января 2011 года) в рамках реализации свободы совести один из авторов статьи (Иванеев С.В.) совместно с известным ученым-исламоведом Петрашом Ю.Г. обращался к руководству страны против планов строительства мечетей и безудержного размаха ислама как в Москве, так и в целом по стране[8]. История показала правоту наших тогдашних опасений, т.к. в настоящее время радикалы-исламисты уже открыто в Москве с оружием угрожают сторонникам светского мировоззрения и всем противникам строительства культовых зданий.

11 декабря 2008 года председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль на научно-практической конференции в Институте Европы РАН отметил: «после ликвидации социалистической системы и компрометации марксизма, как идеологического инструмента, который вырабатывает точку соединения, на которой могли бы сойтись все протестные силы, диаспора превращается в нового субъекта протеста, вокруг которого начинают собираться различные разнородные элементы, осколки минувших политических процессов».

Исходя из его заявления, можно допустить возможную мысль, что радикально настроенные представители среднеазиатской и закавказской диаспор могут в перспективе быть использованы в качестве субъекта протеста.

Зададимся резонным вопросом: как ввести в русло светской культуры народы, которые не желают признавать светскую культуру равной своей, т.е. культуре теологической? Это особенно сложно в отношении трудовых мигрантов, т.к. ислам является наиболее заряженным социально-консервативными и средневековыми мировоззренческими идеями. 

При этом, важность ислама для внутренней и внешней политики России непреходяща. Об этом говорили и говорят многие российские исламоведы.

К сожалению, скончавшийся недавно уважаемый А.В. Малашенко, утверждал: «вопрос в том, насколько правильно власти удастся выстроить свою «исламскую» политику, направив ее на благо национальных интересов страны»[9].

Именно так, но как ее выстроить? Считаем, что только через пропаганду светской культуры, которая должна быть обновленной на основе экофилософской картины мира.

Общие духовные интересы верующих и неверующих людей на бытовом уровне возникают не на почве религиозности одного из них, - в основе их общих интересов лежит бесконечное разнообразие элементов нерелигиозных форм деятельности, даже если какие-то из них будут, как говорится в «религиозной оболочке». Прекрасные произведения художественного творчества на темы сакральных книг – это прежде всего искусство, самостоятельная форма общественного сознания. 

Рассмотрение проблем светской культуры, например, в среде трудовых мигрантов-мусульман закономерно включает вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Сегодня любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что невозможно добиться гармонизации межнациональных отношений в стране без формирования научного мировоззрения, реализации свободы совести и формирования светской культуры, а значит и экологического сознания.

Необходимо признать правоту Э.В. Барковой, что без концепций универсальной эволюции, ноосферы, экологического императива Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева и других ученых не было бы альтернатив тотальной цифровизации и ключевых методологических разработок «зеленой» культуры образования[10].

Таким образом, мы отмечаем особую важность укрепления гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации в период проведения специальной военной операции.

 

Список литературы:

 

1.              Арабы видят, как у нас в грязи молятся тысячи мусульман: быть ли пятой мечети в Москве? (business-gazeta.ru).

2.              Баркова Э.В. Экофилософское измерение историко-философской мысли // Право и практика. 2017. № 3. С. 152-161.

3.              Ислам для России / Алексей Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с.

4.              Иванеев, С. В. 3.5 методология экофилософии в контексте миротворчества и гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в условиях проведения специальной военной операции на Украине / С. В. Иванеев // Экофилософия - развитию культуры мира. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – С. 216-223. – EDN RNZPZX.

5.              Общая теория национальной безопасности: учеб. / под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С.59.

6.              Путин призвал исходить из интересов граждан России в миграционной политике – Коммерсантъ (kommersant.ru) // https://www.kommersant.ru/doc/5998207?ysclid=lto3vkzyga328093844

7.                Редакция «РелигиоПолис». 11.01.2011. Атеисты против ислама. - ReligioPolis - Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований.  

8.               Сайт Минобороны России. Военная комендатура города Москвы.

 // https://mil.ru/komendant/function.htm?ysclid=lto84c49u2369063200

9.               Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».

10.          Хабибулин, А. Г. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов // Миграционное право. – 2022. – № 1. – С. 32-35. – DOI 10.18572/2071-1182-2022-1-32-35. – EDN BFRCXG.



[1] Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».

 

[2] Хабибулин, А. Г. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов // Миграционное право. – 2022. – № 1. – С. 32-35. – DOI 10.18572/2071-1182-2022-1-32-35. – EDN BFRCXG.

[4] Общая теория национальной безопасности: учеб. / под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С.59.

 

[5] Сайт Минобороны России. Военная комендатура города Москвы.

 // https://mil.ru/komendant/function.htm?ysclid=lto84c49u2369063200

[6]  Иванеев, С. В. 3.5 методология экофилософии в контексте миротворчества и гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в условиях проведения специальной военной операции на Украине / С. В. Иванеев // Экофилософия - развитию культуры мира. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – С. 216-223. – EDN RNZPZX.

[8] Обращение к Президенту РФ В.В. Путину и Мэру Москвы С.С. Собянину против строительства мечетей со стороны профессора-исламоведа Ю.Г. Петраша и профессора Академии военных наук С.В. Иванеева, опубликованное Редакцией «РелигиоПолис». 11.01.2011. Атеисты против ислама. - ReligioPolis - Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований.

[9] Ислам для России / Алексей Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с.

Сергей Васильевич Иванеев - кандидат юридических наук, старший преподаватель департамента права Института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России), подполковник юстиции запаса.

E-mail: IvaneevSV@mgpu.ru

 

София Владимировна Ильина (в соавторстве) – начальник управления правовой работы Автономной некоммерческой организации «Московский центр международного сотрудничества», член комиссии по вопросам правового регулирования некоммерческого сектора Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.