Газета «МК» опубликовала текст о новой инициативе начальников от образования. «Закон Божий» в виде ОРКСЭ не привился, придумываются некие новые «предметы» с более крутыми аббревиатурами (Основы духовно-нравственной культуры народов России — ОДНКНР)
Во первых, нет никаких «детей-атеистов» или «детей-православных», ребенок начинает осознавать религиозные понятия с момента наступления пубертатного периода или позже (13-18 лет в зависимости от скорости созревания, взросления), до этого момента он просто повторяет за взрослыми их действия, совершенно не вникая в смысл, а часто (особо чувствительные натуры) получая стойкую отрицательную эмоцию, впечатление от навязывания ему некоего поведенческого мировосприятия, напрямую не связанного с его деятельностью, его реальной жизнью.
Сравните, какие действия человека регламентируются т.н. «божьими заповедями» и какие уголовным кодексом и правилами поведения на уроке. У ребенка нет никакого понятия об «укради», если его никто не научит воровать, намеренно присваивать чужое имущество, про прелюбодеяние и лишение жизни вообще бессмысленно разговаривать, не давая сначала понятий о современных общественных отношениях, и современной информационной среде, где в основном и обучаются современные дети. Если кто-то вдруг решил, что в стране есть какие-то исключительно религиозные семьи, в которых растут исключительно религиозные дети, то для обучения религиозным традициям есть воскресные школы и отдельное от светского религиозное обучение, а в государственных школах должно быть обучение праву, чтобы человек ориентировался в современном ему мире, а не в понятиях и клановых предпочтениях.
Во-вторых, все попытки навязать школе какое-то «морально нравственное» обучение под видом «воспитания» обычно происходят из потребности куда-то пристроить выпускников различных «духовных» заведений, которые не получили в пользование места в церковной иерархии. Чему они могут научить, — совершенно понятно,— ничему, и воспитать никого не смогут ни личным примером (пошел работать посредником к «богу», ага, хорош пример для подражания, пожизненное нищенство) ни по какой-либо методичке. По методичке воспитать вообще невозможно, вся история советского периода показала, что только реальное действие, практика воспитывает из человека гражданина.
Можно долго рассказывать про Правила Дорожного Движения, но если человек сам не управляет автомобилем и не выезжает на дорогу, то все рассказы бессмысленны. В советской школе вполне хватало уроков истории (у нас ещё обществоведение было), где на примерах героев революции и войны, просмотра фильмов и чтения книг (постановок спектаклей и разучивания песен) формировался соответствующий образ поведения, пример для подражания. Кому воспитанник будет подражать при квазирелигиозном обучении? Подвигам «святых», которые в основной массе сначала были преступниками, а потом через Церковь пришли к «богу» и обрели «святость»? Или лицемерному переписыванию реальной истории, исправлению «правды» на «истину», как это постоянно практикуется при смене «идеологий»?
В-третьих, — все чаще стали раздаваться голоса, — в СМИ, даже среди вроде бы вменяемых людей о необходимости «идеологии» в стране, об изменении Конституции с этой целью. Понятно, что речь идет о некоей искусственной конструкции вроде «строительства общего блага» за которой стоит возможность создания квазиполитических структур за государственный счет, исполняющих роль цензора за общественной жизнью, которая вдруг «потечет» вне идеологии. То есть обычный «распил бюджетов» на разводе масс некоей сверхценной идеей. Это не просто антиконституционно и незаконно (введение «руководящей роли» какой-то группы лиц и их мировоззрения), это снова тормоз (крест) на общественном развитии России, пути российского общества к нормальным, законным (по закону, правовым) отношениям (а не по понятиям и «заповедям» как в лесу).
Никакие аргументы вроде «мы так привыкли к насилию», не проходят, отвыкайте, привыкайте думать самостоятельно, а не тупо примыкать к банде, где лучше кормят и вождь жирнее.
Так что нет необходимости вводить в школе никаких особых предметов о «наших супертрадициях» или «нашей особой сверхкультуре», «отдельной цивилизации». Обычно такие усилия заканчиваются фашизмом. Обесчеловечиванием.
Совершенно понятно, что чиновники Минобразования и Минпросвещения (или как они там теперь себя назвали) просто исполняют некие бюрократические ритуалы, следуя неким Указаниям и ловя Мысли и Тренды Начальства. Но иногда, особенно в наше «божественное» время, стоит включить голову на полную мощность и подумать о том недалеком будущем, в котором воплощаются выращиваемые «гроздья гнева». И вообще странно слышать, как одной рукой осуществляется некий беспрецедентный «прорыв», а другой уничтожается будущее того же народа, который его должен осуществлять.