Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

 

Основной задачей конституции еще со времен Великой хартии вольностей была и остается защита человека от всевластия государства. Решение этой задачи было, есть и всегда будет первоочередным для любого общества, в том числе и для нашего. К огромному сожалению правовой нигилизм активно прорастает в нашем обществе, во всяком случае, об этом свидетельствует даже беглый анализ социальных сетей.

 

         Неправомерные решения судов, самоуправные действия чиновников, порой остающиеся без должной правовой реакции властей, порождают недоверие населения не только к судебной системе, но и к праву в целом.

         Происходит подмена важнейшего регулятора жизнедеятельности общества суррогатом, так называемыми «понятиями», которые пропагандируются определенной частью населения и ею поддерживаются.

         Какой выход из сложившейся ситуации? Пока еще не поздно, ситуацию надо кардинально менять, прежде всего, восстановить доверие к праву и к основному его источнику, к действующей Конституции Российской Федерации. Каким образом? Да, просто, следовать ее предписаниям. А для этого восстановить конституционно-правовую ответственность, как особый вид юридической ответственности абсолютно для всех субъектов права. Она совершенно необходима для эффективной деятельности правового государства, основой которого должно быть не наказание за правонарушение, а восстановление попранного права и создание условий невозможности противодействовать нормам права.

         Для этого необходимо реальное осознание права, глубокие профессиональные правовые знания, прежде всего конституционных норм, открытость и гласность деятельности правовой системы, и всех институтов государственной власти.

         Статья в Конституции Российской Федерации, как и в любом другом правовом акте, представляет собой лингвистическую единицу, выражающую какую-то мысль, какую-то идею правового характера, какое-то общеобязательное правило поведения, обязательное для всех. Для того, чтобы ему следовать требуется осознание этой идеи, понимание ее механизма.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 года сложнейший для понимания документ, требующий не только внимательного прочтения, но и серьезного толкования, т.е. уяснения подлинного смысла тех норм, которые содержатся в статьях Конституции. Видимо этим, в определенной степени, объясняется причина, по которой даже судьи не пользуются конституционными нормами, хотя эти нормы и являются правом прямого действия.

         Условно Конституцию можно представить корзиной с грецкими орехами. Все видят орехи. могут потрогать их, но ощутят лишь твердую скорлупу, которая скрывает ядро. Чтобы его достать нужен инструмент, способный расколоть скорлупу.

Таким инструментом для понимания Конституции 1993 года является постатейное толкование Конституции Российской Федерации.

         Существует ряд методов толкования, позволяющий наиболее точно выразить смысл норм, который не всегда лежит на поверхности. В наибольшей степени решению этих задач содействует грамматическое толкование, которое позволяет выявить скрытый смысл текста, не заметный при беглом прочтении. Подобных примеров предостаточно предоставляет действующая Конституция.

         Настоящая работа призвана показать важность неофициального толкования конституционно-правовых норм, которое может стать серьезным учебным подспорьем не только студентам, изучающим конституционное право Российской Федерации, но и каждому, желающему повысить свое правосознание, знать свои права и грамотно их отстаивать, используя при этом все многообразие институтов государства, обязанных содействовать реализации права. Государство вступает в правоотношения в лице своих органов, поэтому, когда в тексте встречается выражение обязанность государства это не означает, что субъектом правоотношения здесь выступает особая форма организации общества, речь идет о каком-то конкретном институте, выступающем от имени государства, в компетенции которого находится решение соответствующего вопроса. Каждый институт, в системе органов государственной власти, должен делать свое дело в соответствии с правовым предписанием и своим статусом.

Реализация права не возможна без толкования. Правоприменитель обязан давать толкование нормы права. Как правило это делают юристы. Да это и естественно, чтобы знать свои права, необходимо истолковать соответствующую норму.

         При толковании обращается особое внимание на уяснение смысла обязанностей субъекта правоотношения. Нормы права, в том числе конституционного могут закреплять материальное право, однако его невозможно запустить без норм процессуального права, что во взаимодействии представляет собой механизм правового регулирования. Вместе с тем, чтобы право, закрепленное в норме, могло быть реализуемо, необходим наряду с механизмом правового регулирования, еще и механизм реализации права, который можно представить, как совокупность государственных органов, обязанных содействовать реализации права субъекта правоотношения. Это связано с тем, что права, содержащиеся в конституционной норме, не могут быть осуществлены без выполнения обязанностей субъектов правоотношения содействовать реализации этих прав.

         Статьи Конституции, как правило содержат несколько норм, часто отличающихся по своему характеру, что вызывает определенные сложности для понимания. К тому же конституционно-правовые нормы, представляются усеченными и часто содержат лишь гипотезу и диспозицию, что накладывает свой отпечаток на восприятие подобного типа норм. Как правило нормы такого типа могут быть отсылочными, т.е. отсылать правоприменителя к другой отрасли права, либо бланкетными и отсылать правоприменителя к той же отрасли права.

         Уяснение подлинного смысла норм Конституции необходимо каждому гражданину России. Толкование позволит повысить уровень правосознания и понизить чувство правового нигилизма в нашем обществе. Оно несет знание права в общество и имеет не только образовательный, но и воспитательный характер. Толкование конституционных норм способно содействовать формированию современного человека гуманистической направленности и может быть хорошим подспорьем в образовательной деятельности.

Шаповалов Н.И.

к.ю.н., доцент, и.о.зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института экономики, менеджмента и права МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г.РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 

ФГБОУ ВО «МГУТУ ИМ. К.Г.РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)»