Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

25 января 2018 года в государственной Думе РФ состоялся "круглый стол", посвящённый 20-летию Закона РФ "О свободе совести и о религизных объединениях" (125-ФЗ от 25.09.1997)

На заседании были практически все представители религиозных организаций, депутаты Государственной Думы, религиоведы, члены Общественной палаты РФ, прочие граждане.

Открывает собрание руководитель Комитета ГДРФ С.А.Гаврилов

 

Выступающие делились своими воспоминаниями об истории принятия Закона, и, если один из митрополитов РПЦ МП вспоминал о приезде Олдбрайт и встрече с патриархом Алексием, как о давлении на Россию с целью принудить к принятию "либеральных, западных ценностей" в этом Законе, то профессор истории уточнял, что речь шла только о преамбуле закона, где роль "православия" обозначалась как "особая". Фиксацию "особой роли" православия упоминали и как достижение.

Но, в частности, представитель лютеранской церкви высказал некоторое недоумение по этому вопросу, указав, что протестанты тоже имели весьма сильное влияние на становление и развитие России как государства. Причем, он отметил, что в отличие от "традиционных конфессий", которыми назначены четыре (православие, иудаизм, ислам, буддизм), остальные воспринимаются юридически и фактически как обычное НКО (некоммерческие общественные объединения), и не имеют никаких преимуществ (по отношению к государству, то есть бюджету) или равноправия с другими конфессиями.

Выступления были очень разными и по уровню юридическому и по адекватности восприятия реальности. Что, с одной стороны, понятно, всё же именно мировоззрение определяет разность религий. Неприятно поразило выступление первого лица старообрядческой (староверческой) церкви.

Выступает митрополит РПсЦ Корнилий

Он пересказал материалы Первого Канала ТВ и официальных российских СМИ, фактически повторив выступление вице-спикера Петра Толстого, который призвал "объединяться" перед лицом "западной угрозы", и, почему-то объявил, что это нужно делать скорей, потому что "времени у нас мало".

Словосочетание "духовно-нравственные ценности", "традиции",  - были самыми повторяющимися, все призывали "объединяться", и, собственно по самому Закону было мало выступлений.
Игуменья Ксения (Чернега) блистательно отчиталась о своей работе по внесению изменений в Закон, её брошюра с обзором раздавалась участникам. Суть отчета сводилась к простой мысли, - представителям РПЦ МП удалось реализовать в Законе много своих пожеланий, но не все.
Правозащитник Михаил Федотов обратил внимание на то, что заключенные не могут быть лишены прав на свободу совести. Муфтий Москвы предложил предоставлять мусульманам выходные дни не только по региональному, территориальному признаку, а по признаку вероисповедания вне зависимости от регистрации и проживания.

Одно из самых коротких и внятных было выступление Зиновия Когана, напомнившего собравшимся, что нас всех объединяет общий, - русский язык, несмотря на разность по национальным и прочим признакам, и что необходимо обучать своих священников и руководителей религиозных организаций.

На трибуне Зиновий Коган  

Велась видеосъемка события, запись наверное будет на сайте Комитета, фотографии доступны здесь.

Несколько соображений по мероприятию:

1. Все выступающие (кроме М. Федотова) оценивали Закон с точки зрения "хорошо-плохо" по отношению к деятельности своих организаций, не прозвучало точки зрения научной общественности, гражданских юристов, не связанных с конфессиями.

2. Положения Закона не соответствуют юридической науке, а являются реакцией депутатов на некие внешние вызовы, Закон похож на "лоскутное одеяло", видно какой "лоскут" был "пришит" в какое время, и чьи интересы учитывает. Например, поправки о миссионерской деятельности прямо противоречат конституционному принципу свободы слова. Примеры православных о том, что такие поправки влияют на распространение "чужих", "секстантских" идей на территории РФ, - успокаивают самих православных, но сама проблема не решается запретами. Проблема влияния идеологий решается только образованием и обучением, в том числе основам естествознания, логики, права, когда люди в юности получают навык противостоять любой идеологической пропаганде.

3. В идеале выделять религиозные объединения в отдельный Закон от остальных объединений и придавать им сущностные отличия от других организаций - неправильно. Организации не являются субъектами веры, субъектом веры может быть только гражданин, человек (личность). Вера  - не публичное, не общественное занятие, она общая для группы лиц, но не общественная, общественная организация - субъект права, а не веры, а субъекты права должны быть равны перед Законом. Для верующих, - в "Нагорной Проповеди" (Евангелие от Матвея, глава 6, строфы 5 и 6) Иисус Христос прямо говорит об этом:


"5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."

4. Критерии оценки Закона, как Акта, то есть действующего, разрешающего конфликты юридического документа, должна основываться на нескольких параметрах. Во-первых, и самое главное, как практически Закон влияет на развитие общества и государства, страны и системы управления. Разрешает ли он конфликтные ситуации, создает ли перспективы развития общественных отношений. К сожалению, приходится признать, что не в полной мере (мягко говоря). Юридически он должен соответствовать Конституции РФ, не нарушать ее своим применением и толкованием. Для верующих, - снова цитата из того же источника (Евангелие от Матвея, глава 6, строфа 21 и следующие):

"21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного."
"Исполняющий волю", - действующий по Закону (см. библейские заповеди).

"22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие."

5. Сами организации верующих можно характеризовать как "пораженные в правах". Действительно, священникам, членам организаций запрещено участвовать в выборах, быть присяжными, они сначала следуют в своей жизни Уставу организации, а потом уже законам РФ. Эту коллизию также отметил М.Федотов. Другие отметили социальную незащищенность адептов религиозных организаций в плане пенсионного обеспечения и т.п. Другая сторона такого "поражения" заключается в том, что правовые традиции таких организаций нельзя применять ко всему обществу, не только в части культурных противоречий, разницы в этических или эстетических воззрениях. Следование архаичным практикам, приводит к упрощению общественных отношений, фактически низводя все отношения к "свой-чужой", разрушая сложные современные общественные взаимодействия, делая "пораженными в правах" всех остальных граждан, не участвующих в деятельности религиозных объединений.

6. Юридическая неопределимость понятий "религия", "вера", "верующий", провоцирует на судебные неправовые решения и на неправовые действия правоохранительных органов. Фактически все религиозные объединения занимаются обучением (исповеданием, проповедью) того или иного учения, в основном сложившегося как способ передачи опыта и его фиксация в знаках (книгах) около 500 г. до н.э., то есть более 2500 лет тому назад. За прошедшее время опыт человечества обогатился не только научными знаниями в технологиях, обеспечении нужд "телесных", но и в "духовном" развитии, развитии знаний о мире, способов их получения, обмена и фиксации, опыт также изменился очень серъёзно. Поэтому законодателям стоит очень осторожно относиться к "чувствам" и "понятиям", сложившимся почти 3000 лет тому назад, и попыткам возврата к тому образу и способу жизни и мышления.

В заключение короткого обзора отметим, что в раздаточных метериалах, в используемой библиографии упомянут подготовленный нами сборник "Наука и Религия в светском государстве".

Приглашаем всех участвовать в деятельности Фонда "Здравомыслие" и "Ассоциации Граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма". Нам требуется как материальная помощь на осуществление образовательных программ по праву, истории, философии, так и организационная и волонтерская, мы публикуем на своих ресурсах материалы об инцидентах с нарушениями конституционных прав в вопросах свободы совести, проводим общественные и научные встречи и выпускаем сборники статей по всему спектру взаимодействия общества и религий.
Общественный Фонд "Здравомыслие"
Ассоциация Граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма"

Почта для предложений: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.