За последний год ситуация в стране сильно изменилась. Де-факто возникло религиозное правосудие, карающее не за гражданские преступления, а за преступления против веры; религия проникает в школу, детские сады, армию, на федеральные каналы. Складывается ощущение, что власть намерена навязать современному обществу религиозное мировоззрение в качестве базовой идеологии.
Это противоречит не только конституции страны, но и всем тем мировым тенденциям, которые наблюдаются в мире со времен промышленной революции и начала демографического перехода. И по сути отбрасывает страну с дороги прогресса. А значит, представляет угрозу для ее целостности и внутреннего мира.
Сегодня в развитых странах наблюдается разрушение социальных макроблоков и крупных идеологических институтов, включая церкви, потому что постиндустриальное общество объективно индивидуализируется, соответственно, его невозможно обнять рамками одной идеологической модели: современный социум слишком сложен для этого. Именно разнообразие современного общества (профессиональное, интеллектуальное, мировоззренческое, а также экономическая и политическая эмансипация его «атомов») не позволяет им манипулировать из одного идеологического центра. Даже будучи искусственно наброшенной, сеть идеологии - без разницы религиозная или квазирелигиозная - тут же начнет растаскиваться, переосмысливаться, трактоваться и делиться, утрачивая целостность. И лучший способ повысить напряжение внутри общества - поддерживать несокрушимость этой идеологии силами государственной машины.
Непонимание столь непростых истин может привести и уже приводит к конфликтам, что мы наблюдали на примере дела «Пусси Райот». Основным смысловым посылом для их наказания было опасение: а вдруг и другие так делать начнут? Однако, если бы «солисток» отпустили, ограничившись штрафом, про их выходку забыли бы уже через неделю, как и про все прочие. А теперь, после немыслимого в современном обществе наказания за богохульство в виде тюремного срока, получили как раз то, чего опасались - «крестоповал» и массовое осквернение церквей. Это явилось естественной (но незаконной) реакцией современного общества на явно несовременную (и также незаконную) акцию властей.
В этих условиях гражданское общество не может быть глухим и слепым к судьбе страны, разрываемой на идеологически противостоящие части, и возникновению в ней холодной (пока) гражданской войны между атеистами и «неправильно верующими» с одной стороны и «правоверными» титульных церквей с другой. Причем, раздувает конфликт именно власть, вопреки Конституции занимая сторону последних.
В результате ряд общественных движений и объединений решили создать Антиклерикальную ассоциацию по противодействию огусударствлению церкви, поскольку, по нашему мнению, печальный дореволюционной опыт России уже показал, до чего подобное может довести.
В нашу ассоциацию могут входить как светские, так и религиозные люди и организации, которым понятна основная мысль, заставившая нас собраться вместе - дать отпор мракобесию, под которым мы понимаем государственную или «полугосударственную» религию.
Современное государство может быть только подчеркнуто светским, а вопрос идеологических переживаний в нем изъят из сферы государственных интересов и отдан в частные руки. Идеологическое и религиозное многоцветие, а также толерантность друг к другу без государственных «подыгрываний» одним группам против других - вот залог мира и благополучия России.
Не так ли?
Оргкомитет Антиклерикальной ассоциации
Атеистическое общество Моксвы
А.П.Никонов
Союз имморталистов России
В. Прайд
Фонд «Здравомыслие»
Артем Журавский