Одна из высокообразованных дам, принадлежащая к Церкви саентологов, откликаясь на вопрос главного детского омбудсмена России Павла Астахова "Надо ли связывать детей?", написала: «Детей нельзя «дрессировать», как дрессируют собак». Мысль - глубокая. И она меня побудила к ответу.
Те, кто обучался в школе, пусть в общих чертах, но, тем не менее, понимают, что медицина – не ветеринария. Известно также и о существовании разницы между педагогикой и дрессурой. И уж тем более лица, допускающиеся к работе с детьми, как медики, так и педагоги, путать человеческого детеныша с собакой не будут. Наговаривать лишнее, при всех серьёзных проблемах отечественных здравоохранения и образования, не стоит.
Вопрос, вынесенный Астаховым, что называется на всенародное обсуждение, можно предположить с высокой долей вероятности, носит чисто популистский характер и призван видимостью заботы о детях, компенсировать ту общественную критику, которой удостаивается деятельность российского детского омбудсмена. Достаточно вспомнить активную поддержку Павлом Астаховым пресловутого «закона Димы Яковлева», запрещающего иностранцам принимать в свои семьи российских детей.
Вместе с тем, поднятый им вопрос не может решаться простым общественным голосованием, поскольку связан с определёнными профессиональными компетенциями. В его разрешении главная роль здравомысленно отводится специалистам, действующим в согласии с наукой и разработанными на её основе технологиями. Какие лекарства назначать, какие процедуры проводить, делать или не делать операцию, что из возможных средств целесообразно применить в каждом конкретном случае, решает не электорат, не общественность, а специалист. Некомпетентное вмешательство в медицину и педагогику организаций, далёких от этих видов деятельности, может нанести непоправимый вред физическому и психическому здоровью детей. Не составляют исключения и религиозные организации, особенно такие, как саентологическая церковь, вообще отрицающая медицинскую и педагогическую науки в том виде, как они сформировались в цивилизованном мире, и достижениями которых мы все пользуемся. Спекуляция на имеющихся трудностях обучения и лечения фактически сродни тому же, чем занимается Астахов.
В психиатрической и отчасти специальной педагогической практике возникают ситуации, когда требуется незамедлительно купировать такие патологические состояния больного или попавшего под воздействие неблагоприятных факторов человека, которые чрезвычайно опасны как для него самого, так и для окружающих. Это одинаково важно как в отношении взрослого, так и ребёнка. Речь идёт о необходимости фиксации (физическом удержании) при острых случаях неконтролируемого психомоторного возбуждения. Для этой цели разработаны особые методики и медицинской промышленностью выпускаются специальные средства, гарантирующие ненанесение больному боли и травмы, а также предусматривающие создание условий для проведения дальнейшей терапии. Если кто-то придумает альтернативный способ оказания помощи в данной ситуации, то его можно будет номинировать на Нобелевскую премию.
Пока ничего в замену испытанного метода не найдено. Ребёнок – не телевизор, на которого можно воздействовать дистанционно с помощью пульта управления. Многие люди, рассуждающие о гуманизме и выступающие за отмену фиксации, просто ни разу не сталкивались с острой психиатрией, чтобы давать советы. Не зафиксировав больного, невозможно сделать ему необходимый лекарственный укол. Другой вопрос, что человека нельзя оставлять на долгое время в состоянии фиксации. Необходимо тут же приступать к использованию других средств воздействия. Современная фармакопея позволяет быстро справляться с психомоторной фазой заболевания. Только после её ликвидации становится возможным приступать к поиску контакта с больным или крайне расстроенным человеком. И конечно, ни в коем случае нельзя использовать фиксацию в качестве метода наказания или иного педагогического намерения. Но эти случаи необходимо дифференцировать в целях максимальной заботы о человеке, особенно о человеке растущем. «Не навреди» - это тот принцип, которым мы должны руководствоваться, принимая те или иные решения.