картинка отсюда
Вряд ли можно было ожидать, что российские чиновники откажутся от введения курса "теологии" в высшую школу, за подобными мероприятиями стоят не только интересы неких клерикальных сообществ или религиозных адептов, но и вполне понятный страх за свое личное "посмертное будущее" (а вдруг Он есть, тогда мне может "скидка" будет в послесмертии). Но более всего это консерватизм и инерция мышления, в том числе и в форме рефлексии, перенимания всего с "запада", - раз на "западе" есть, значит и нам надо. Последние события показывают, что не все, не всегда и не в конкретной форме проявления необходимо брать с "запада". В случае с "теологией" в России это ещё и попытка легитимизации религиозного образования, введения его в систему государственного образования. (Надо же как-то устраивать многочиcленных выпускников религиозных учебных заведений)
В 2019 году Михаил Гельфанд хорошо описал ситуацию с теологией в материале "богословие, как точная наука" :
"Во-первых, для преподавания закона божия в школах нужны учителя; чтобы их готовить, нужны профильные кафедры; а преподавателям кафедр нужно где-то защищаться, чтобы строить научно-образовательную карьеру: становиться доцентами и профессорами. Во-вторых, коль скоро теология — такая же наука, как биология или история, ее представители будут равноправно заседать во всевозможных научных советах и грантовых комитетах."
Теологию видят как замену или симбиоз с религиоведением, несмотря на принципиальные различия в практиках этих дисциплин. Возможно ли, чтобы в рамках религиоведения ставились вопросы о феномене "неверия" или "безбожия" (godless)? Для теологических конференций это нормальная постановка вопроса, если изначально предполагается, что если все в мире создал Бог или сам мир это и есть Бог, - то существование безбожников и неверующих очень странно и требует объяснения и изучения.
Принципиальное, онтологическое отличие теологии от религиоведения, — теология рассматривает отношения человека с неким «высшим существом» или «высшим существованием», идеалом, эти отношения проявляются в религиозной практике, верованиях, религиозных текстах. — религиоведение изучает сам процесс религиозной практики в разных культурах, в том числе и теологию, как практику, непосредственно связанную с конкретным религиозным культом, культурой. Другими словами научная часть (предмет изучения) теологии ограничена религиозной практикой и (национальной) культурой, а у религиоведения предмет изучения включает в себя любые религиозные практики, в том числе и появление новых религиозных номинаций, в религиоведении также востребованы такие дисциплины как социология религии, философия религии, изучающие отношения с обществом, исторические, антропологические и общечеловеческие процессы и явления.
Иммануил Кант в своей работе
"Спор Факультетов" разделил роли факультетов философии (тогда, в 18 веке - всего естествознания) и факультетов права,медицины и религии по отношению к свободомыслию и исполнению зафиксированных в государстве правил:
"...если речь идет об истинности тех или иных учений, которые должны быть изложены публично, то учитель в данном случае не может ссылаться на высочайший приказ или твердить ученику, что он по приказу верит в истинность этого учения; так он может говорить только тогда, когда речь идет о поступках. Но в этом случае он должен на основе свободного суждения признать, что такой приказ действительно издан и что он обязан или по крайней мере полномочен повиноваться ему; без такого признания принятие [им приказа] будет пустой отговоркой и ложью. — Способность судить автономно, т. е. свободно (сообразно с принципами мышления вообще), называют разумом. Стало быть, философский факультет, поскольку он обязан ручаться за истинность учений, которые он принимает или хотя бы допускает, должно мыслить как свободный, подчиненный только законодательству разума, а не законодательству правительства."
Образовательный процесс в теологии и религиоведении отличается предметной частью, исходя из онтологической разницы, и вектором, направленностью, целеполаганием самого процесса обучения. В теологии это сохранение традиционной составляющей конкретной религиозной практики, культуры отношения с идеалом, культа, обоснование его актуальности или происходящих изменений, а в религиоведении, не отрицающем существования глубокой традиции, связи культуры с идеалом, больше ориентация на самостоятельное и критическое мышление в сравнении разных культур, их историческом развитии, взаимодействии и взаимовлиянии.
Можно встретить рассуждения о "научности" исламской религиозной традиции, такое мнение есть у
преподавателей российских медресе, в частности, в Москве (08 мая 2014 года, Москва, интервью с Аббясовым Рушаном Рафиковичем (зам.председателя Совета Муфтиев России, руководитель аппарата. www.muslim.ru)).
Ислам, как культура фиксации человеческой деятельности и отношений с Миром, сложилась почти на тысячелетие позже иудаистской традиции и христианского восприятия Мира через Библию. Ислам вобрал в себя, как учение, многие достижения философии и науки, недоступные первым иудеям и христианам, писавшим Библию и Евангелие, в своем отношении к явлениям физической и социальной реальности Коран кажется ближе современной научной традиции и культуре в сравнении со священными книгами других религий в части осмысления, интерпретации не только социального взаимодействия но и отношения к явлениям физического мира.
Тем не менее основная актуальная роль Ислама, как и других основных традиционных религиозных конфессий России — сохранение непреходящих традиционных основ любого социума, лежащих в основе любой плодотворной творческой деятельности на благо общества и государства — сохранение культуры семейного уклада общества, уважения разнообразия исторических и культурных традиций, соблюдение конституционных основ российского государства, равноправного отношения, как системы управления политическими и экономическими процессами, к традициям народов России (светского государства). Сфера религиозной жизни весьма субъективна и даже имтимна, поэтому любое вмешательство чиновников в процессы религиозного восприятия действительности может разрушить конфессиональную и цивилизационную идентичность существующих общин, вызвать вражду и нетерпимость по отношению к своим согражданам, исповедующим другие взгляды на мир, и руководству государства.
Закрепленные в Конституции РФ принципы светского государства и отсутствия руководящей (роли партии) идеологии должны стоять в основе любых решений в государственной политике в части развития, то есть непосредственного участия в деятельности религиозных организаций, в том числе организаций религиозного образования и преподавания теологии как научной дисциплины.
"Направленность усилий общества, культуры или на служение Идеалу, или на творческое созидание новых идеалов, образов будущего, определяет возможное состояние отношений человека и Мира. Увлеченные жертвоприношениями майя, инки, ацтеки и другие культуры не смогли сохранить свою культуру обслуживания Идеала, а прагматичное стремление к экспансии своей власти, основанной на самовнушении собственного превосходства (и реальном превосходстве в «аппаратуре»), позволило западной, христианской культуре, завоевать полмира, расставляя свои символы и храмы на захваченных территориях, не забывая обосновывать насилие христианской любовью.
Идеал построения коммунистического общества на всей планете активно стал воплощаться в СССР в 20 веке, но, как показывалось выше, идеал построить невозможно. Пока происходило реальное физическое строительство, материальная деятельность «на пути» к Идеалу, общество плодотворно работало, как только производство материальных благ (реальное плодоношение Сада и стремление к общему изобилию) сменилось разговорами о «новом человеке», а реальность осознания созидания Сада перестала соответствовать физическим действиям и плодам («западные плоды» оказались «вкуснее»), общество сменило отношения с Идеалом…
Отвечая на поставленный в начале текста вопрос, можно констатировать, что оперирование произвольными понятиями и их сочетаниями больше похожи на манипуляции, идеологию, как оправдание некоей деятельности на уровне существующей в обществе культуры обмена образами и ресурсами. А поскольку любое действие сопряжено с ответным, встречным движением, в том числе и в коммуникационной реальности, взаимозависимо, разнонаправленно, то следует внимательнее и осторожнее обращаться с употреблением и трансляцией терминов, можно получить неадекватную ответную реакцию и соответствующие ей действия. Идеи действительно становятся силой, когда ими накачиваются массы, и эта сила, сила Хаоса, неразборчива. Не сотвори себе кумира, говорили древние, зависимость от авторитета или некоей управляющей сверхценной идеи, приводит общество к коллапсу.
Не бывает «православной», «исламской», «либеральной» или «коммунистической», «русской» или «американской» канализации, водопровода, воздуха, воды или того же пресловутого газа. Но вполне существуют эффективные, экологичные и эстетически красивые решения, поддерживающие воспроизводство ресурсов и самой культуры, которая вырабатывает на основе результатов их применения морально-нравственные правила поведения. А не наоборот. «Культура отмены» процедуры выработки, согласования общих законов существования между культурами, и переход к навязыванию собственных «правил» характерен как раз для замыкающихся в своих ритуалах обществ."
@interrno