Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

nfedorov

Русский космизм, космическая философия – удивительное явление русской философской мысли, сочетающее в себе национальную cамобытность и «всемирность», оригинальный подход к актуальным для всего человечества проблемам и устремлённость в будущее. Русский космизм как мировоззрение возник на рубеже 20-ого века. Сформировавшись в результате осмысления православной традиции, русский космизм оказал огромное влияние на развитие науки и техники, искусства и литературы, его идеи способствовали тому, что именно советский человек стал космическим первопроходцем. Среди истоков русского космизма можно выделить следующие: философские основы, религиозные, естественно-научные, исторические. Проблематикой русского космизма активно занимались Николай Федорович Федоров (1828-1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964). Все они являются незаурядными учеными, гордостью русской науки. Они отстаивали идеи единства человека и космоса, его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний.

Основоположник русского космизма, «московский Сократ» Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903) полагал, что христианство призывает нас к преобразованию порядка, который установился в мире в результате грехопадения. Этот порядок порождает физическую, душевную и нравственную ограниченность, существование одной формы жизни за счёт другой, разобщение между людьми и смерть, которая олицетворяет собой высшее зло.

Приверженцы данных философских взглядов считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой породил русский архетип «всеединства». Идеи Николая Фёдорова впоследствии получили продолжение в рамках двух направлений, обозначившихся в русском космизме: естественно-научном и религиозно-философском, представители которых развивали фёдоровские воззрения на науку и саму науку. Не остались в стороне и литераторы, а также представители других видов искусства.

Современники называли философию Николая Фёдорова единственным, необъяснимым и ни с чем не сравнимым явлением умственной жизни, а литературный критик и искусствовед Аким Львович Волынский писал, что «рождением и смертью Фёдорова оправдано тысячелетие существования России.

В своём труде «Философия общего дела» Николай Фёдоров провозгласил, что цель человечества в мироздании – преобразовать нашу смертную природу в бессмертный космос, что требует покорения вселенского пространства человеком, регуляции и контроля над ним. Чтобы это сделать, человечество должно стать единым и организоваться по утопическому фёдоровскому проекту: идеи Фурье, Сен Симона, Эдварда Белами, а на вершине пирамиды – идеи Николая Фёдорова. В настоящее время имя Фёдорова мало упоминается в общественном дискурсе. Но стоит вспомнить, что современники называли Фёдорова единственным, необъяснимым и ни с чем не сравнимым явлением умственной жизни, а литературный критик и искусствовед начала 20 века Аким Львович Волынский писал: «Рождением и смертью Фёдорова оправдано тысячелетие существования России».

В главном труде своей жизни Фёдоров так определил  цель человечества в мироздании - преобразование нашей смертной природы в бессмертный космос. Попробуем расшифровать этот тезис: человек в процессе эволюции, приняв вертикальное положение, должен дорасти до завоевания всемирного пространства с его звёздами, галактиками, планетами и, наконец, постигнуть Бога, Творца Вселенной.

 Как же человечество может достигнуть этого? Преобразуя различные философские формулы, Фёдоров выводит такую: «Жить не для себя, но со всеми и для всех». Мы видим стремление русского мыслителя к сохранению всех существующих идей в адаптированном к проекту «Общего дела» виде. Чуждые его проекту учения рассматриваются Фёдоровым как что-то подобное стихийным силам природы, которые должны быть обращены из «смертоносных» в «живоносные». Этот синтезирующий, примиряющий подход имеет глубокую связь с христианскими традициями, здесь есть упование на возможность прощения всех, даже самых заблудших, стремление спасти всех и вся. Об этом в своё время неоднократно  высказывался в своих проповедях и беседах богослов, архиепископ Константинопольский, один из трёх Вселенских святителей и учителей Иоанн Златоуст.

 Вторит ему и Николай Фёдоров: «Различаясь в мысли, верующие и неверующие могут быть согласны в деле, а общее дело приведет их к согласию в мысли». «Буддизм, понятый как сознание и осуждение зла во всей полноте, является не антихристом, а предтечею христианства в силе и действии», - выводит Н. Федоров в «Философии Общего дела». И действительно, в житиях Святых Дмитрия Ростовского за 19 ноября мы находим канонизированных Преподобного Иоасафа, царевича индийского, и отца его, царя Авенира (Жития  святых Дмитрия Ростовского за 19 ноября).

          Философия «Общего дела» понималась как философия действия, это проективная философия. Проект есть некое задание, которое еще только надлежит выполнить. Федоровский проект разлагает  реальность на 3 временных плана:

Мир как он есть.

Мир как проект.

Мир как он должен быть.

Мир как он есть. Это злой, враждебный человеку и Богу мир, в котором властвуют слепые силы природы, несущие голод, разрушение. Болезнь, смерть. Такой мир должен быть отринут. В отрицании этого мира – заслуга буддизма. Поэтому последнее, к чему стремится  буддизм, – нирвана – погружение личности в абстрактную пустоту небытия. По Фёдорову, мир, лежащий во зле, должен быть не уничтожен, а реформирован, перестроен. Нужно найти зерно нового мира.

        Мир падший, мир человеческого общества описывается Федоровым в терминах розни, небратства, разрушения. Это мир, в котором царствуют половой подбор и естественный отбор как слепые стихийные силы, несущие разрушение и смерть.

Мир как проект. Подлинная история начнётся тогда, когда человеческое сознание сможет увидеть в окружающей действительности ростки бессмертия. Тогда начнётся подлинная история, которая будет не историей разрушения, войны и смерти, а новой историей вступления человечества в вечность, обретение им бессмертия. Мир понимается как материал будущего строительства, как замысел, план будущей реформы.

Мир, как он должен быть.  Это мир – в проекте. Это бессмертный прекрасный космос, в котором все едино – человечество и природа, и Бог. Человечество становится орудием Бога, средством воплощения Его Воли, а природа – орудием и материалом человека. В мире, наконец, восстанавливается должная иерархия и надлежащий порядок, в котором царствует разум и нет места стихии и смерти.

Итак, сотворив мир, Бог оставляет творение свое на попечение человека. Главной заповедью человеку была заповедь об обладании, об управлении землей. Первородный же грех человека в том и состоял, что человек отказался от этого обладания, предоставив природу себе самой. Без управления и руководства творение стало деградировать, в мир вошли зло и смерть. Первородный грех понимается Федоровым как грех не-делания, в результате которого и произошло распадение должной иерархии бытия.

Как следствие этого распадения последовало забвение человеком воли своего Отца, для воспоминания о которой понадобилось новое Откровение и даже смерть Его единородного Сына. Природа, потеряв руководителя, впала в разрушение. Богомировой процесс распался – в этом вина и грех человека.

Грехопадение человека имело своим следствием не только распадение и деградацию природы. Стихийные, неразумные, а потому смертоносные силы вошли в само человеческое общество, разложение которого выразилось в не-братстве и розни. История как факт есть взаимное истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (земли). История как факт есть всегда взаимное истребление. Будет ли оно открытым, как во времена варваров, или же скрытым, как при цивилизации, причем жестокость делается только утонченною…

По выражению русского религиозного философа Николая Александровича Бердяева Николай Фёдоров - «…искатель всеобщего спасения». «Христианство не может быть партией. Оно есть именно общее всех – и материалистов и идеалистов, пессимистов и оптимистов – дело. Христианство выше всех партий: у него нет и не может быть врагов. Вражда против христианства есть недоразумение».

Из письма Петерсона, у3ченика Николая Фёдорова, к Павлу Флоренскому от 4 августа1915 г.: «На все, встречающееся ему, Николай Федорович смотрел с одной стороны: как обратить данное явление на то, чтобы люди могли жить свято, не в отдельности каждый, а все в совокупности, чтобы сделаться храмом Тела Христова, святою Церковью, чтобы исполнилась наша молитва, которой учил нас Господь, - «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, так же и на Земле, как это в настоящее время на Небе… В святости, в достижении этого видел Николай Федорович начало дела, начало   которому положил Христос, дело спасения нас от греха и неразрывно связанной с грехом смерти, дело спасения не в одиночку, а именно всех в совокупности, всех до последнего грешника, - ведь именно грешников Христос и приходил спасти, как это и Сам сказал…».

Итак, отмечаем, что произведения Федорова – призыв к делу. Ученик Николая Федорова Николай Павлович Петерсон характеризует Николая Федорова как человека, предавшего всего себя одной мысли, одному деланию – как направить людей по пути Христову, ведущему к объединению всего рода человеческого по образу Пресвятой Троицы.

Ещё раз подчёркиваем проективный характер философии Фёдорова: «Философия Общего Дела» – это не мечта, она понимается как философия действия.

 

В.М.Якубовская

для круглого стола  «Гуманизм — теория и практика в переходный период к многополярному миру». Что Россия может предложить миру!