Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

50 1 1994

Дверь в "нехорошую квартиру" на Садовой.

С точки зрения Воланда, и автора романа о его пришествии в Москву, Берлиоз, к моменту разговора с поэтом Бездомным на Патриарших, был уже мёртв. Нет, телом то он был жив ещё, но фактически отсутствовал. И дело не в вере, и не в Христе, или душе, нет. Это все элементы шоу, театра, представления, необходимого для совершения весеннего бала. Берлиоз был мёртв, как мертвы вампиры, пытающиеся затащить в постель молодое существо и напиться его крови. Свою образованность и ум Берлиоз отдал пропаганде, его объяснения Ивану были фактически правильными, но за правильной оберткой скрывалась та ложь во спасение себя, совершенно недопустимая по отношению к тому, кого Мастер назвал невежественным. Берлиоз пытался использовать поэта, его тщеславие и интеллектуальную нетронутость, как инструмент.

Да, вы можете иметь свое мнение и свои убеждения, но их нельзя навязывать необразованным, непонимающим людям. Попытка переложить ответственность за свои идеи и действия на других разрывает логику воспроизводства реальности и в этот разрыв входит Воланд, как вестник конца. Он ещё задаёт вопросы, прикидывается чернокнижником и магом, даёт возможность вернуть время вспять, но. Аннушка уже пролила масло, комсомолка отважно управляет трамваем, и заседание не состоится. 

50 1994

работа над текстом романа "Мастер и Маргарита"

Квартира, где устраивается весенний бал, считается нехорошей. Там пропадают люди, исчезают вещи и творится чёрт знает что. Дом, в котором все это происходит, изначально проектировался под табачную фабрику, но городская власть решила. что предприятия не должны существовать в пределах Садового кольца, и здание стало из производственного жилым. Несоответствие планируемого и задуманного фактически полученному результату, - основная тема романа "Мастер и Маргарита". 
В "нехорошей квартире", коммунальном "раю", где мирно должны жить все люди, равные и свободные, все идет ровно наоборот, там поселяется Воланд со свитой и вершит суд над квартирантами. Театр Варьете превращается в иллюзион нечистой силы, разоблачение магии становится ее утверждением. Пророк жалуется чиновнику, что бросивший деньги в канаву неправильно записывает за ним.
Ожидаемое не только не наступает, оно превращается в свою противоположность практически в каждой мелочи. Рубли превращаются в доллары в вентиляции, несущие свет миру писатели в пошлых обывателей, талантливые в сумасшедших.

Бал, светское мероприятие, где встречаются знаменитости и сильные мира сего, где знакомятся и совершают сделки, становится вертепом убийц и развратников, где нет места сочувствию.
Разрыв между мечтой и действием требует возмещения, пустота заполняется требованием справедливого возмездия за неисполненное, неслучившееся, невоплощенное.
И, кажется, что справедливость торжествует, каждый получает свое. Жаждущие обновления получают пожары, боящиеся правды обретают уничтожающий свет, а беспокойные покой.
Память о происшедшем затягивается забытьем и превращается в пыль под грифом "совершенно секретно. хранить вечно".
"С числом недействительно", - ставит штамп "уплочено" на справку "нечистая сила".
Ветер рвёт флаги на морозном ветру. "Шаркающей кавалерийской походкой..." Всё только начинается. Снова и снова.

Маргарите не дано было пропустить весенний бал. Ее имя, ум, характер, возраст, - все подходило для назначения Королевой Бала. Связь с Мастером не имела никакого значения для выбора. Воля Воланда тоже. Правила важнее желания. Мало ли кто чего хочет. 
Чувства, да, формируют стремление, направление воли, но если они вне существующих правил, то или игнорируются, не воспринимаются, или отторгаются. Чтобы добиться своего, исполнения желаемого, приходится идти на соглашения, делать вид, что все намерения исключительно адекватны принятым условиям отображения реальности, какою бы нереальной она не представлялась.
Воланда, как всякую представительную фигуру, играет свита. Сам по себе он уставший, циничный и неприятный человек с больной правой ногой, которую по весне приходится лечить. Образ Всесильного и Всемогущего создается помощниками, объединенными неким неисполненным долгом, несущие повинность в подготовке и проведении ежегодного мероприятия. Он производит на всех, кто с ним общается, неизгладимое впечатление, но никто не запоминает ни цвета глаз, ни роста, ни существенных черт лица. 
Компетентные органы совершенно верно отмечают, что поскольку образ не поддается фиксации, то это галлюцинация. 
Каждый, кто говорит с Воландом, говорит сам с собой, со своей совестью и своей волей. 

Направленные во времени желания переплетаются, сталкиваются, материализуются в идеи и образы в сознании, которые более реальны чем сама реальность.
Единственное, что не соответствует этой реальности, нет, не путешествие Маргариты на Лысую Гору и полет по ночной Москве с совершением мести из хулиганский побуждений, или хулиганства из мести, не важно.
Единственное нереальное в романе, это конечно телепортация Степы Лиходеева в Ялту. 
Но, обдумывая происшедшее с ним, надо признать, что такое моментальное перемещение для директора театра Варьете - вполне логичное и законное, не нарушающее правил деяние. 
Напоить человека до беспамятства, сдать проводнику поезда, сопроводить в Ялту и там разместить в лодке у маяка, - доступное для совершения группе любящих друзей. 
Никаких чудес и магии в романе нет. Все абсолютно реально и подчиняется правилам. 
Другое дело, что все, кроме Воланда, Коровьева, Азазелло, Бегемота и Геллы, все нарушили правила. 
Устройство весеннего бала не терпит бардака. Найдено подходящее место, есть Королева, остается привести в порядок структуру пространства в данном времени, чтобы Праздник состоялся без помех.

Дело прежде всего. Действию ничто не должно мешать, и действие не должно быть заметно никому, кроме занятых в нем.
В реальном доме №50 по Садовой улице в Москве выгорела не "нехорошая квартира", а та, в которой жили Кончаловские. Да, те самые Михалковы-Кончаловские, доска на доме свидетельствует. Сгоревшая квартира в начале 90-х все ещё была в золе и пепле, она располагалась по диагонали через двор от "нехорошей квартиры". Такое совпадение можно назвать "афтершоком", хотя горело в романе, а сгорело в реальности, и несколько позже, да и никак не "зацепило" бывших хозяев. Неосторожность. Обычная неосторожность с огнем, ничего намеренного. Полыхнуло и полыхнуло, мало ли. 
Когда в 80-е годы роман "Мастер и Маргарита" читали по радио (в Москве днем в "радиоточке", слушали в рабочее время), казалось, что настоящая жизнь идет именно в романе, а не за окном, где июньский ветер гоняет кучи тополиного пуха мимо сидящих за домино, застывших в безвременьи и растворяющих небытие алкоголем.

Если идти от Тишинского рынка мимо фабрики "Дукат" к Маяковке, где сейчас повесили безумные качели, то, не доходя кулинарии в Пекине, можно попасть во двор, где стоят другие качели.
На них сидит девочка трех лет, а рядом старик в костюме, сшитом по спецзаказу в спецателье. Он медленно качает внучку, а она, эакрыв глаза и счастливо улыбаясь, напевает "Рио-Риту".
Не надо смотреть на них. Иначе можно услышать, как далеко, за Москвой рекой, в небе гудят самолеты, летящие бомбить город.

Королева весеннего бала, - символ постоянного возрождения, повторения воспроизводства мира. В головах не только разруха, но и порядок. Точно также, как из деревенской девушки нельзя удалить деревню, из городской девушки невозможно убрать империю. 
Королева весеннего бала держит на своих хрупких плечах порядок воспроизводства реальности. Она может быть грубой и заботливой, утонченной и циничной, любвеобильной и невежественной, но она собирает в себе и удерживает вселенную. Со всеми ее циклами, превращениями и отражениями.
Постоянство в изменениях, статичность в метаморфозах, эволюция в противоположностях. 
Повесть о Понтии Пилате, рассказываемая Воландом двум советским литераторам, понятна им своей современностью, в Иудее и в Москве разворачивается одна и та же история, возможная только в Империи. "Царь в голове" существует и в сознании Пилата и в мышлении Берлиоза и Бездомного. Также, как Пилат сравнивает и корректирует свое поведение с "генеральной линией", также и москвичи на Патриарших ведут себя в строгом соответствии с "текущей задачей". Не допустить "внутреннего врага" к разрушению сложившейся Империи. Роль идеологической "накачки" и спецслужб в Империи не просто важна, без них Империя не существует.
Первосвященник, устраняющий идеологического конкурента, также работает на Империю, только в союзе с Императором он получает власть, обеспечивающую ему и безопасность и достаток.

Дед, качающий внучку на качелях, передает ей все ценности своего образа жизни, проходит время, и ее дети снова будут воспроизводить образы Империи, исключительности и поэтому безнаказанности в территориальной экспансии и контроле чужой жизни.
Но существует ли Высший Судья? Для Пилата - несомненно, для Воланда - сомнительно, для Маргариты - однозначно нет.
Её желания исполняются вне законов и правил, просто потому, что она сама и закон и правило. Другое дело, что механизмы реализации не всегда работают, это они не настроены и не работоспособны, но это не ее проблема.
Весенний Бал собирает всех, чтобы все восприняли новый образ и до следующего бала хранили его. 

В 80-е годы, после Олимпиады в Москве и Афганистана, советская Империя прекратила существование. Москву заполнили лакированные символы православия, шкатулки и яйца, иконы и картинки с храмами. На остатках Империи расцвели все те цветы, которые заполняют кладбища, неживые, вечные в своей форме и мертвые в сущности.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова стал невероятно популярным. "Нехорошая квартира" на Большой Садовой стала местом сбора поклонников свободного полета Маргариты, циничной иронии Коровьева и всемогущества справедливого Воланда. 
Они хотели сами участвовать в невероятных приключениях и присутствовать на Весеннем Балу. 
Но, как и все настоящие события. Весенний Бал не может вместиться в постижимую реальность. Он в бесконечности и вечности личного переживания.
Его невозможно вырвать как сердце, или погасить как ум.
Достаточно прислушаться и увидеть, как на опушке весеннего леса танцует эльф, сзывая звоном колокольчика воздать своим присутствием почести Новой Королеве.

ещё о "нехорошей квартире" здесь

@interrno