Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

#Юридический_субботник - ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №37 – О миссионерской деятельности.

at mis

 

Очередное нововведение старухи Шапокляк в рамках борьбы с терроризмом. Друзья, предлагаю вашему вниманию обзор изменений, внесенных в ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", вызвавших существенный резонанс среди представителей религиозных организаций, связанный, по большому счёту, исключительно с тем, что их мнения при подготовке проекта осмелились не спросить.

P.S. Редакция НРЕ напоминает, что, несмотря на свои атеистические взгляды, мы признаём право каждого человека иметь и распространять свои религиозные убеждения, не скатываясь при этом в фанатичный прозелитизм.

 

Начнем по порядку, подробно анализировать существенные поправки.
1) Ч. 2 ст. 13: 
«Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. 
Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом». 
В России и без того представительства иностранных религиозных организаций фактически не имели никаких прав, и не удивительно, что миссионерской деятельностью им заниматься тоже запретили. 
Возникает закономерный вопрос – для чего тогда вообще в России говорится о данных представительствах, если они ничего не могут делать? 
2) Ч. 2 ст. 20: 
«Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями». 
Поясню. Религиозные объединения в России создаются в двух формах – религиозной организации, имеющей статус юридического лица, и религиозной группы, образующейся без такого статуса. Религиозная организация должна состоять из 10 и более граждан, тогда как для религиозных групп численность не установлена. Рассуждая логически – максимум – 9 граждан (потому что с 10 – уже организация), минимум – 2, потому что исходя из определения – это объединение граждан. Вопрос. Почему религиозные группы имеют не равные права с религиозными организациями? Только ли из-за количественной составляющей? Не является ли это дискриминацией? 
Далее – целая новая глава о миссионерской деятельности.
3)Начнем с определения, ст. 241
«Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная нараспространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами,  последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами». 
Поясню. 
Во-первых, миссионерскую деятельность могут осуществлять толькороссийские религиозные организации и группы, зарегистрированные в установленном порядке. То есть, последователи, допустим, сатанизма (который, к слову, является философией, а не «вероучением», если говорить о классическом сатанизме Ла-Вея), миссионерской деятельностью заниматься не могут. 
Во-вторых. Что есть «вероучение»? Определения не дано ни в одном нормативно – правовом акте. И какую информацию о нем необходимо распространять? 
В-третьих. Цель «вовлечения». Как ее установить? Как отграничить речь, произнесенную с такой целью, от простого высказывания своего мнения? 
В- четвертых. Критерии публичности? Сколько человек должно слушать миссионера, чтобы его речь была признана произнесенной публично (еще и в целях вовлечения других лиц в участие в своей религиозной организации), и, следовательно, подпадающей под определение миссионерской деятельности? 
В- пятых. Как разграничить осуществление миссионерской деятельности через Интернет с простым выражением человеком своих религиозных убеждений? Получается, что, к примеру, человек, считающий себя приверженцем саентологии, не сможет у себя на странице в ВК рассказать о своих взглядах, о сущности учения? Как доказать, к тому же, что гражданин «принадлежит» той или иной организации? Многие православные не относят себя к РПЦ, просто верят самостоятельно, без посредников. Как им быть в таком случае?  Или власти априорно решат: «православный => принадлежишь к РПЦ => рассказывал о вере => миссионер => бумажки от РПЦ нет =>администартивка»? 
4) Ч. 2 ст. 241
Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно (то есть без специального разрешения, о чём ниже) осуществляется: 
• в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; 
• в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; 
• в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; 
• в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями; 
• на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; 
• в местах паломничества; 
• на кладбищах и в крематориях (Так, а вот тут стоп! Атеисты тоже умирают, и не все кладбища имеют религиозную составляющую)
• в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов (Прекрасно! Теперь попы могут беспрепятственно шляться по вузам, и заниматься миссионерской деятельностью, в целях вовлечения студентов в РПЦ. «А, впрочем, ничего нового»).
5) Ч. 3 ст. 241.  
Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. 
    А вот тут серьезный просчет с точки зрения юридической техники, потому что ч. 2 ст. 16 ФЗ предусматривает широкий перечень мест (фактически – аналогичных для беспрепятственного совершения миссионерской деятельности), в которых беспрепятственно совершаются богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. Начнем с того, что нет определения данным понятиям, никто не знает, что такое «богослужение», «религиозный обряд», «церемония», и чем они отличаются друг от друга, и для чего они вообще таким образом используются в тексте закона. Получается, что в жилых помещениях допускается миссионерская деятельность в том случае, если там проводился какой – то религиозный обряд. Ну, грубо говоря, пришел поп освятить квартиру, и начал втирать при всей семье неверующему ребенку пубертатного возраста о том, что плакатики с Раммштайном со стены надо бы снять и обратиться к богу, за что и получил кадилом по кумполу (шутка). 
6) Ч. 4 ст. 241.
Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению  помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения. 
  Грамотное положение, наконец-то возводящее в закон правило «Не соваться со своим уставом в чужой монастырь». 
7)Статья 242.   Порядок            осуществления             миссионерской деятельности
«1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации». 
2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации,  член ее коллегиального органаи (или) священнослужитель религиозной организации. 
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени  религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. 
Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального ''закона (то есть при случаях «беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности»).
Поясню. Получается, что религиозные группы вновь поставлены в неравных условия с религиозными организациями. Руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа' и (или) священнослужитель вправе осуществлять миссионерскую деятельность без каких-либо документов, беспрепятственно и где им вдумается. Руководители религиозных групп или их священнослужители такими полномочиями почему – то не наделены. То есть всем, причастным к религиозной группе миссионерам, необходимо иметь при себе бумажки. 
При этом, граждане и юр.лица, действующие от имени религиозной организации вне мест беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности, обязаны иметь при себе документ от организации. Опять возникает вопрос: как быть при миссионерской деятельности в интернете? Как отграничить ее от простого выражения своих убеждений? Как доказать цель «вовлечения»? '' 
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность: 
· от имени религиозной группы – только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в п. 1 настоящей статьи; 
· от имени религиозной организации – только на территории субъекта или субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в п. 2 настоящей статьи. 
Получается, опять иностранцы ограничены в правах. Хотя да, вдруг они от Госдепа, пришли духовные скрепы гнуть. 
8) Далее идут, в общем, грамотные пункты, которые, впрочем, дублируют положения ФЗ о запрете деятельности таких объединений:
5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в п. 3 и 4 ст. 9 настоящего Федерального закона (то есть бывшими руководителями таких объединений, а также лицами, которыми запрещено быть учредителями или участниками религиозного объединения) .
  
    Итого.''' К основным минусам данного закона относится, во-первых, неравное положение религиозных организаций и религиозных групп, при котором религиозным организациям предоставлено больше прав (догадываетесь, какая будет ими наиболее активно пользоваться?)). Во-вторых – нечеткость формулировок, при которой фактически невозможно отграничить выражение гражданами своих религиозных убеждений от миссионерской деятельности. 


Юлия Федотова