Фотография встречи с сайта патриархии
В России все чиновники уже привыкли, что глава РПЦ МП позиционирует себя как второй человек в стране (а то и первый). Глядя на своего непосредственного руководителя, чиновники строятся и крестятся, оказывают почести и устраивают торжественные встречи. Хотя формально, по Конституции РФ и по Закону о Госслужбе РФ, такое отношение является невозможным. Но, тем не менее. Говорят ("враги" наверное), что усиление влияния религии в России после развала СССР было продолжением проекта ЦРУ США по дестабилизации коммунистического строя путем размывания его идеологии, в сознание советских людей активно внедрялись элементы "духовности" (вместо идеалов коммунизма и рационального сознания), поддерживалось любое религиозное и мистическое движение, а празднование 1000-летия "Крещения Руси" в 1988 году стало "поворотной точкой" в изменении ценностных и исторических приоритетов и установок. Общественное сознание России захлестнула мутная волна "чудотворцев" всевозможных практик, от астрологов и экстрасенсов до "аум-синрекё". Параллельно признавались "своими" покинувшие Россию после революции 1917 года деятели искусств, политики. До полной реституции (возвращения прав на собственность всем бывшим собственникам, как в прибалтийских республиках) не дошло, но РПЦ МП и прочие религиозные организации получили возможность заявить права на бывшие культовые сооружения. Они рьяно взялись за дело, особенно преуспела РПЦ МП, воссозданная И.В. Сталиным в 1943 году, в связи с завершением проекта "Мировой Революции" ("Интернационал"). Курируемая КГБ СССР, РПЦ МП, где все высшие должностные лица так или иначе исполняли поручения партийного руководства и обслуживали интересы госбезопасности, постепенно стала "прибирать к рукам" не только бывшую собственность (тоже юридически спорный вопрос, особенно в Калининградской области и т.п.), но и главную свою собственность, - "окормляемое стадо", российский народ. Несколько лет обработки сознания россиян "духовными скрепами", позволили религиозному лобби (при поддержке иностранных "православных" организаций, конфессий и фондов) протащить в гособразование предмет ОРКСЭ (фактически хотелось "Закон Божий"), а сами религиозные бонзы попытались стать чем-то вроде политработников при исполнительной власти, советниками по морали, нравственности и идеологии.
В 2007 году российские академики написали письмо высшему руководству РФ, где, в частности, отмечали:
«Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека — пишут академики. — Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования „материалистическое видение мира“, подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует»
К сожалению, российская бюрократия не имеет опыта демократической традиции, с февраля по ноябрь 1917 и с сентября 1991 по октябрь 1993, - это очень небольшой срок, когда привычка действовать по армейски, в пределах Устава, строгой командной вертикали, только укреплялась "от противного". И "православие" стало для страны, населению которой внушается, что нет лучше союзника чем армия и флот, понятным и "традиционным" флагом.
Но разве может удержаться от завоевания новых и новых "стад" религиозная организация? Тем более поддерживаемая и поощряемая государством? Ведь "возрождение духовности", - это возврат к контролю за огромным количеством пахотной земли, живущими на ней крепостными, влиянием монастырей на территориальную торговлю и промышленное производство, то есть по сути, - контроль за всей страной. А контроль за собственностью и имуществом можно получить или уничтожив "врагов", сидящих на собственности, или поставив своих управляющих.То есть фактически осуществив захват власти.В фильме "Православие в Законе" эксперты подробно разбирают все нюансы российской клерикализации.
Инициативы "назад в прошлое" от РПЦ МП, от православного гособразования, теологии как науки, православного банкинга и примитивной экономики 16 века с крепостными и государством - военной машиной, почему-то наталкиваются на сопротивление россиян. И программа строительства культовых сооружений вроде движется, но по факту нужна только инициаторам, не особенно стремятся люди в храмы, им все больше хочется хорошего образования, медицины и качественных госуслуг, а не ритуальных.
Но когда бюрократия российская останавливалась перед народом? Вечная тема, - дать народу счастье, звучала и у революционеров и у консерваторов, "если брать не будут, - отключим газ", - резюмировала героиня известного фильма.
И вот мы наблюдаем очередной этап "воцерковления" российского народа. После предложений о изучении "православной культуры" с 1 по 11 классы и формального признания теологии наукой (от чего она настоящей наукой не станет, но ее сторонники смогут получать госфинансирование наравне с другими науками), глава РПЦ МП выступил в г. Сарове с концептуальной речью о синтезе науки и религии. Чиновники уже привычно крестились, как раньше привычно пели "Интернационал" и голосовали единогласно поднимая вверх партийный билет.
Несколько цитат из послания патриарха ученым:
"...религия является феноменом огромного значения для большинства жителей планеты, как и наука является ключевым феноменом, обеспечивающим поступательное научно-техническое развитие современной цивилизации ..."
"Одним из наиболее распространенных заблуждений, проистекающих из подобной упрощенной интерпретации, является представление о том, что наука имеет дело с фактами, разумом, переменами к лучшему, а религия — с вымыслом, верой и неизменными истинами"
" ... религиозный и научный способы постижения мира не противоречат друг другу — в том плане, в каком не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство ..."
"... Церковь сегодня беспокоится не столько о самом по себе научном поиске, не о конкретном содержании новых разработок, сколько о том, уделяется ли должное внимание науке в нашем обществе и государстве..."
" ... сама тема последствий научно-технологического развития безусловно имеет нравственную составляющую. Она неразрывно связана с представлениями о добре и зле, со способностью различать вред и пользу. И здесь — естественное поле объединения усилий науки и религии..."
Другими словами, - мы, религиозные деятели, тоже за все хорошее, прогресс и цивилизацию, мы молимся за всех и следим за распределением благ (госбюджета), а также готовы осудить "плохое" и бесполезное.
Аргументация, несмотря на привлечение цитат из известных ученых, не выдерживает никакой критики. Почему труды Церкви не принесли обществу пользы до 1917 года? Почему запрещались по церковным соображениям к печати труды видных российских ученых, того же Циолковского? Почему воцерковленные и крещеные расстреливали друг друга и натравливали друг на друга в гражданскую войну? В чем польза теологии для неверующих и шире - науки и научного метода, в том что теология антинаучна? То, что наука имеет дело с фактами, а религия с вымыслом, - это заблуждение? А тема продвижения невежества в школы, отмена астрономии, занятие учебного времени квазипредметами ОРКСЭ, - это к каким последствиям приведет Россию?
Вообще для чего подняты вопросы "слияния" или "соработничества" науки и религии? Без религии никто не разберется, что применять атомное оружие по населению - безнравственно? Ядерный паритет возник не по воле молящих, которые (и в Ватикане и на Афоне) до 1943-44 года поддерживали борьбу Адольфа Гитлера с коммунистическим СССР, а в результате действий честных ученых, причастных к атомному проекту в США и Англии и советской разведки и советской науки.
Видимо личные качества главы РПЦ МП не позволяют ему остановиться и действительно сосредоточиться на понимании места религии и церкви в современном мире, а тем более во все более быстро приближающемся грядущем, все мнится некая объединяющая роль религии в обществе, которой реально никогда не существовало. Военная организация, да, объединяла, именно она и объединяла в Российской империи все народы и конфессии, а не "братская" любовь к богу и тем более к императору.