#Юридический_субботник – ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №49 – Об экстремизме в Интернете.
Если вы сейчас это читаете, значит, как и я, понимаете, что в настоящее время перед всеми активными (и не очень) пользователями Интернета в стране, с успехом накрывающейся "пакетом Яровой", встают, в том числе, следующие вопросы:
• Что такое экстремизм с точки зрения закона, а не обывательского понимания?
• Что есть "экстремистские материалы", в частности, на просторах Всемирной сети? Как они соотносятся с "информацией, запрещённой к распространению" ("запрещённой информацией")?
• Всегда ли распространение экстремистских материалов или "запрещённой информации" преступно/административно наказуемо, или достаточно простого ограничения к ним доступа?
• Каким образом с точки зрения закона должен поступать с экстремистскими материалами или "запрещённой информацией" правоприменитель?
• В какую страну лучше переехать?
Ответы на все, кроме последнего, я постаралась дать по ссылке ниже.
P.S. Предупреждаю – тема сложная и неудобоваримая. Запаситесь терпением и коньяком.
Для написания данной статьи были в муках проанализированы Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях; а также Постановление Пленума Верховного суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»; Постановление Правительства «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Естественно (кто бы сомневался!), обнаружились некоторые весьма существенные противоречия между данными актами. Но обо всем по порядку.
В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», это:
А) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
То есть – для признания действий/речей/материалов экстремистскими, они должны быть направлены на видоизменение основополагающих принципов, закреплённых в Главе 1 Конституции (светскость, демократизм, федерализм, запрет идеологии и т.п.), путём кровавой революции, сопряженной с убийствами, насилием и прочим, а не мирной реформы. НЕ МОГУТ считаться экстремизмом, к примеру, предложения об отставке Президента (если они не сопряжены с необходимостью его убить), или даже об установлении государственной идеологии («православного христианства», например, как говаривал Г.Л. Стерлигов), которые при этом не сочетаются с обоснованием или призывами к применению насилия для реализации данных предложений.
Союз «И» вместо (или «вместе») «ИЛИ» ставит в тупик. Неужели для экстремизма необходимо как, образно говоря, призывать установить идеологию насильно, так и, одновременно с тем, разделить страну на части? Кстати, еще вопрос – будет ли относиться к нарушению территориальной целостности страны присоединение к ней других территорий? И должно ли быть «насильственным» нарушение территориальной целостности? Будет ли считаться экстремистским мнение о необходимости, к примеру, разделения РФ на конфедерацию, или нечто вроде «отдать Сахалин Японцам»? Или необходимо обязательно говорить именно о насильственном разделении?
Б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
В) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
Опять же, одна фраза – и куча вопросов. Что есть «социальная» рознь? По каким критериям она определяется? К «религиозной розни» будет ли относиться таковая, проявляемая на почве атеизма, а не того факта, что неверный таки исповедует религию, но не ту? Что вообще есть «рознь»? И как она соотносится с пресловутым «возбуждением ненависти либо вражды» в небезызвестной ст. 282?
Толковые словари рассматривают «рознь» как синоним «вражды». «Вражда» же определяется как некие негативные действия, продиктованные чувством ненависти.
То есть: ненависть – это чувство, вражда – конкретное действие, ею продиктованное, а рознь – синонимичное вражде понятие. Получается, исходя из буквального толкования закона, в данном случае под признаки экстремизма должно подпадать лишь такое «возбуждение», которое приводит (ибо совершенная форма глагола) к определенным негативным действиям, а не просто к «ненависти» как к чувству.
Г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Здесь даже можно немного порадоваться – «отношение к религии» говорит о запрете указанных действий в отношении атеистов, агностиков а также теистов всех мастей.
Д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
Ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
То есть, получается, что незаконной деятельности госорганов мы можем смело препятствовать, даже насильно! =)
З) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Касаемо таких мотивов – см. пост https://vk.com/feed?q=%23Юридический_субботник§ion=search&w=...
И) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
Здесь – смотри пост https://vk.com/feed?q=%23Юридический_субботник§ion=search&w=...
К) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
О таких материалах – см. ниже.
Л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Вопрос: требование импичмента Путину будет являться экстремизмом? А фразы вроде «Путин – убийца, он должен ответить за Беслан/Норд-Ост/Курск» и т.д. (нужное подчеркнуть)? Как отграничить «заведомо ложное обвинение» от справедливого или от «добросовестного заблуждения? И каким должно быть это «обвинение» - оформленным в виде заявления, или просто высказанным?
М) организация, подготовка указанных деяний, подстрекательство к их осуществлению, их финансирование или иное содействие.
Здесь возникают уже сугубо юридические вопросы о разграничении данных действий с пособничеством, я не вижу смысла останавливаться подробно на них в данном материале.
Опять же, смотрим ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистские материалы''' - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях:
(Сразу вопрос: что такое обнародование? Сколько человек должно их наблюдать, чтобы оно состоялось? 2? 5? 10? У нас «народа» в России 146 544 710 голов).
'''А) призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость её осуществления.
Ну, то есть, призывающие к/ обосновывающие/ оправдывающие всё то, что было рассмотрено выше.
Б) «в том числе» труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии.
Отсюда категорически не ясно – все ли труды Гитлера и Ко будут считаться экстремистскими материалами, или только те, в которых имеются проявления экстремизма. Плюс – что понимать под «трудами»? Картины Адольфа к ним относятся? Чем это не труд?
В) публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
А как же социальное, или по признаку отношения к религии? Не считается?
Г) публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Материалы признаются экстремистскими исключительно судом, с включением их Минюстом в Федеральный список экстремистских материалов.
Далее, открываем ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а именно ст. 10: "Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность".
Внимание, вопрос. Как соотносятся материалы, содержащие информацию, призывающую к / обосновывающую/ оправдывающую необходимость возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни; с информацией, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды? Это одно и то же или нет? В чем разница между возбуждением и разжиганием? Плюс, ФЗ «Об информации» не говорит о социальной ненависти или вражде – почему?
Получается, можно сделать вывод, что понятие «запрещенной информации» шире понятия «экстремистских материалов», ибо таковые к ней, в том числе, относятся. Не ясно, правда, почему бы просто не указать в ФЗ: «Запрещается распространение следующей информации: экстремистских материалов, …, ...».
Ответ на этот вопрос можно найти, внимательно изучив тот самый закон «Об информации», Постановление правительства, и сопоставив с ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Признание материалов экстремистскими производится только федеральным судом, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. То есть, сами понимаете – процесс длительный, муторный, и проблематичный. Необходимо производство экспертиз, куча бумаг… а кому охота заморачиваться?
Куда проще с запрещенной информацией, доступ к которой может быть ограничен во внесудебном порядке, в соответствии со ст. 15.3 ФЗ «Об информации». Читаем внимательно:«В случае обнаружения… в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
Роскомнадзор, в свою очередь, направляет требование об ограничении доступа оператору связи, который должен незамедлительно все прикрыть. Если же крамольная информация удаляется, доступ незамедлительно должен быть возобновлен. Удаление не является обязательным, если владелец информации не хочет этого делать – просто в противном случае он никогда более не получит доступа к ресурсу.
ВНИМАНИЕ: противоречие между ФЗ «О противодействии экстремизму» и ФЗ «Об информации»! Информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности относится к экстремистским материалам, следовательно, не может быть заблокирована во внесудебном порядке (даже если о том просит прокурор) – необходимо решение суда о признании материалов экстремистскими, и включении в Федеральный перечень, который ведет Минюст, с последующим ограничением доступа к Интернет-ресурсу, на котором она размещена.
Кроме этого, мы опять видим ПРОТИВОРЕЧИЕ между ФЗ и Постановлением Правительства, касающееся внесения ресурса в так называемый «реестр запрещенных сайтов». Статья 15.3 не содержит на то указания. Ст. 15.1 – «общая», гласит (вкратце), что основаниями для включения в реестр сведений являются:
1) решения уполномоченных Правительством федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
б) информации о наркотиках;
в) информации о суициде;
г) информации о несовершеннолетнем потерпевшем;
д) информации об азартных играх и лотереях.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как мы видим, ничего «экстремистского» здесь нет.
Постановление Правительства о том самом Реестре в п. 5 гласит, что основаниями для включения в Ресстр являются (вкратце):
а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:
• ФСКН - в отношении информации о наркотиках
• Роспотребнадзор - в отношении информации о суициде
• ФНС - в отношении информации о лотереях и азартных играх
• Роскомнадзор - в отношении:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних
- информации о наркотиках и суициде
- информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;
То есть, формально под данное определение подпадает информация, о которой говорилось выше – являющейся экстремисткой и заблокированная в противоречии с ФЗ во внесудебном порядке по требованию прокурора. Не ясно, правда, почему на то нет просто указания в ФЗ.
Итого, резюмируем. Любого рода информация, содержащая в себе что-либо от «экстремизма», должна признаваться экстремистским материалом в установленном судебном порядке, с включением в Федеральный список экстремистских материалов, который ведется Минюстом. Внесудебный порядок блокировки такой информации формально незаконен, поскольку имеет место быть коллизия – то есть противоречие между двумя федеральными законами – «О противодействии экстремисткой деятельности» и «Об информации». Первый закон является специальным, а второй – общим. Применению подлежат нормы специального закона.
В РФ предусмотрена административная за массовое распространение экстремистских материалов, УЖЕ ВКЛЮЧЁННЫХ в опубликованный федеральный список, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Не будем сейчас останавливаться на «массовости» и прочем. Отмечу, что уголовной ответственности за аналогичное деяние, что естественно нет.
Внимание, вопрос: как отграничить распространение экстремистских материалов от небезызвестной «двушечки»? И вообще, могут ли экстремистские материалы распространяться просто так, без целей «возбуждения ненависти либо вражды»?
На этот счет Пленум Верховного суда указывает, что вопрос должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Мне вот интересно – а с какой еще целью лицо может распространять такие материалы? Ознакомительной? Просветительской? Хорошо, может быть., к примеру, относительно «трудов» Гитлера и Ко. Но как это возможно применительно к материалам, «возбуждающим социальную, расовую, национальную или религиозную рознь»?
Получается, что, в соответствии с законом, процедура работы с «экстремистским» контентом в Интернете должна выглядеть следующим образом.Правоохранительные органы, обнаружив в интернете некий контент, дающий основания полгать его экстремистским (причем именно направленным на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека или группы лиц, а не, допустим, демонстрирующим нацистскую символику), должны, при возможности установления автора и наличия у него умысла (который, опять же, поди докажи, но практика исходит из самого факта размещения чего-либо крамольного в открытом доступе) привлекать его к уголовной ответственности по ст. 280 или 282 (в зависимости от характера размещенной информации). В ходе производства по делу при этом судом материалы будут признаны экстремистскими и включены в Федеральный список.
Если же «экстремистский» контент иного рода, материалы должны в судебном порядке признаваться экстремистскими и включаться в Федеральный список. При наличии оснований автор может быть привлечен к административной ответственности за, к примеру, пропаганду либо демонстрирование нацистской символики.
Подводя итог, при таком раскладе, думается, можно только порадоваться неграомтности и лени правоприменителя - уж лучше пусть просто вносят в Реестр… Новые сообщества-то мы создадим, а вот новых админов вместо посаженных – уже вряд ли.
Юлия Федотова