#Юридический_субботник - ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №47
В завершение нашего цикла о забугорье предлагаю вашему вниманию Германию, Австрию, Кубу и Португалию.
Германия – Конституция в ст. 4 гарантирует каждому свободу вероисповедания, совести, религиозных и мировоззренческих убеждений, вкупе с беспрепятственным исповеданием религии. Ст. 7 говорит об образовании, в том числе – об обязательности преподавания религии в государственных школах. Ст. 33 устанавливает, что «Пользование гражданскими и политическими правами, допуск к должностям в государственном аппарате, а также приобретаемые на государственной службе права не зависят от исповедуемой религии. Никому не может быть причинен ущерб из-за его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению».
Действующая часть Веймарской Конституции 1919 года устанавливает равенство прав вне зависимости от отношения к религии, а также запрет принуждения к исповеданию религии (ст. 136). Кроме того, не существует государственной церкви, и гарантируется свобода объединения в религиозные общества, которые отделены от государства и самостоятельны при решении внутренних вопросов. Религиозным обществам может быть предоставлен статус публично-правовой корпорации в соответствии с законом. В таком случае они обладают правом взимать налоги со своих прихожан в соответствии с законодательством земель. Равно как и все вопросы, связанные с религиозными объединениями, относятся к ведению земель (ст. 137). Запрещается государственная поддержка религиозных обществ, основанная на законе, договоре или на особых правооснованиях (ст. 138).
В соответствии с докладом Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF), церковь в Германии отделена от государства. При этом, религиозные объединения имеют право на получение безналогового статуса в соответствии с законами земель. Кроме того, у государства могут быть отношения «особого партнерства» с теми из них, которые имеют статус «корпорации публичного права», который, помимо всего прочего, дает право отправления религиозных обрядов в вооруженных силах, тюрьмах, больницах; а также получения церковного налога с зарегистрированных членов, который взимается государством.
Помимо этого, правительство субсидирует некоторые религиозные организации по историко-культурным причинам. Ввиду виновности страны за Холокост, государство на постоянной основе предоставляет финансовую поддержку Еврейской общине, включая реконструкцию синагог и строительство новых. Государственные органы власти также субсидируют религиозные школы и больницы. В 2003 году было заключено соглашение о сотрудничестве между федеральным правительством и Центральным советом евреев о дополнительном финансировании, об использовании которого последний обязан ежегодно отчитываться пред правительством. Государство также оплачивает 50 процентов стоимости для содержания еврейских кладбищ.
Продолжает действовать в части, не противоречащей современным немецким законам, конкордат 1933 года. Он устанавливает, в частности, автономию РКЦ при решении внутренних вопросов (ст.1), её правовой статус как корпорации публичного права, защиту государства для священнослужителей и их доходов, равную ей для государственных чиновников (ст.5 и 8). Гарантируется право собственности РКЦ (ст. 17), сохраняются католические богословские факультеты в государственных учреждениях. РКЦ предоставлено право взимать церковные налоги (доп. к ст. 13).
Субъекты федерации также заключают конкордаты, например, Саксония сделала это в 1993 году. В соответствии с ним гарантируется обучение теологии в аспирантуре Дрезденского технического университета (ст. 5). Кроме того, РКЦ имеет право создавать собственные образовательные учреждения, которые, при условии их соответствия определенным требованиям, могут быть признаны государственными, и, соответственно, получать финансирование (ст. 6). Кроме того, Саксония финансирует молодежную работу РКЦ (ст. 7), содержание церковных объектов культурного наследия (ст.18), равно как и иную недвижимость церкви (ст.17). в соответствии со ст. 20 Саксония ежегодно предоставляет РКЦ определенную денежную сумму (на 1993 год – 1 млн. марок), которая видоизменяется в соответствии с изменением размера вознаграждения должностных лиц на государственной службе.
Кроме этого, конечно, церковь имеет право запрашивать и получать добровольные пожертвования (ст. 24).
Австрия. Законодательство Австрии, регулирующее отношения государства с лицами, исповедующими религию, включает в себя множество федеральных актов и актов субъектов. К примеру, основной закон «Об общих правах граждан Королевств и земель» 1867 года гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания (ст. 14), устанавливает невозможность принуждения к совершению религиозных действий или к участию в религиозном обряде, «если только он не находится под попечительством другого лица, уполномоченного на это законом» (ст. 14). Ст. 15 указывает, что «каждая признанная законом церковь или религиозное общество имеет право на совместные публичные религиозные действия, самостоятельно определяет порядок и осуществляет управление в отношении своих внутренних дел, имеет в собственности сооружения и фонды и пользуется ими в целях своей культовой, воспитательной и благотворительной деятельности, но, как и всякое объединение, подчинено общим законам государства». Те же, чье религиозное учение законом не признано, имеют право отправлять религиозные обряды дома, не нарушая закон (ст. 16). Ст. 17 устанавливает участие религиозных сообществ в религиозном обучении в школах, а также указывает, что контроль и руководство всей образовательной системы осуществляет государство.
Религиозные объединения в Австрии подразделяются на три правовые категории (в порядке «убывания статуса»): официально признанные религиозные общества, конфессиональные сообщества и ассоциации. Государство и религиозные объединения считаются являются равноправными, независимыми и автономными партнерами. Первая категория, помимо непосредственно религиозной деятельности, при поддержке государства осуществляет различные общественно-полезные функции, которые рассматриваются как вклад в общее благо. Им предоставляются различные привилегии, в том числе государственное финансирование обучения религии в школах. Иные категории финансирования не получают.
В настоящее время имеется 14 официально признанных религиозных обществ: католическая церковь, протестантские церкви ("Аугсбург" и "Гельветическая" конфессии), мусульманская община, Старокатолицизм, Еврейская община, Восточная Православная Церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новая Апостольская Церковь, Сирийская Православная Церковь , коптская православная церковь, армянская апостольская церковь, методистская церковь Австрии, буддистская община, и Свидетели Иеговы.
Особые финансовые дотации, в том числе – денежные средства, леса, освобождение от налогов, различных издержек, предоставление имущества, выделены РКЦ, в соответствии с заключенными Конкордатами – с 1960 года, которые несколько раз увеличивались в размерах, в соответствии с заключаемыми дополнительными соглашениями.
Республика Куба – Конституция 1976 г. (в редакции от 2002 г.) объявляет государство неизменно социалистическим (ст. 3). При этом, ст. 8 гарантирует свободу вероисповедания, а также устанавливает принцип отделения религиозных объединений от государства, вкупе с равенством «вероучений и религий». Ст. 42 запрещает любые виды дискриминации, ст. 43 развивает это положение, указывая, что граждане Кубы, вне зависимости от вероисповедания, имеют право на равный доступ к государственной, военной службе и т.д.
Ст. 55 указывает, что государство признает, уважает и гарантирует свободу совести и вероисповедания, свободу изменять религиозные убеждения или не иметь их; и исповедовать религию по своему выбору, не нарушая закон. Кроме этого, отметим интересный факт – в Уголовном кодексе Кубы предусмотрена ответственность за злоупотребление свободой вероисповедания.
Португалия – Конституция гарантирует каждому свободу совести, религии и культа, а также указывает, что церкви и религиозные общины отделены от государства и свободны в своей организации, деятельности и отправлении культа (ст. 41).
Закон «О свободе вероисповедания» 2001 года содержит в себе крайне противоречивые положения. Так, устанавливается принцип отделения религиозных объединений от государства (ст.3), их равенство (ст.1), нейтралитет государства по отношению к религии и запрет регулирования культурной и образовательной деятельности в соответствии с какими-либо религиозными предписаниями (ст. 4). Но сразу же вслед провозглашается принцип сотрудничества государства с наиболее многочисленными из них (ст.5). порядок заключения соглашений о таком сотрудничестве даже отдельно урегулирован Главой 5. Закон также предусматривает различные льготы для лиц, исповедующих определённые религии – например, возможность освобождения от работы, занятий и экзаменов по религиозным причинам (ст. 14). Урегулирован даже вопрос ритуального забоя животных (ст.26). конечно, религиозные объединения освобождены от некоторых налогов (ст. 31), по остальным же имеют существенные льготы (ст.32).
Естественно, имеется Конкордат 2004 года, который говорит о сотрудничестве «во имя общего блага», «принимая во внимание глубокие исторические связи между католической церковью и Португалией». В основном в нем рассматриваются имущественные вопросы, в частности, предоставление налоговых льгот.
Юлия Федотова