Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

22 апреля 2024 года в России отмечают 300-летие Иммануила Канта, философа мирового уровня, основоположника немецкой классической философии. В Московском Обществе Испытателей Природы (Московского Государственного Университета) состоялся ряд встреч (одна под руководством Боготского С.В.), посвященных этому событию. В частности, в секции лесоведения (руководитель Луговских А.Э.), состоялось два заседания, об одном рассказывается здесь.

06 мая 2024 года С.В. Григорьев, профессор МАНСИ, посвятил свое выступление связи Канта с русской жизнью и русской философией, в частности, была затронута тема контактов и преемственности от Канта и А.Т. Болотова, во время службы последнего в Кенигсберге, кантианства и гегельянства в русской философии.

Было отмечено, что само мышление Канта, его энциклопедичность, сосредоточенность на общечеловеческих проблемах, близко русскому образу жизни и деятельности. Видео выступления доступно здесь.

 

Несколько цитат по теме:

Кант современен.
 
***
Иммануилу Канту приписывают выражение: "Иудейским пророкам легко было предсказывать будущее своего народа. Они сами его творили."
 
***
Я с своей стороны, вот уже десять лет, неустанно твержу, что только глубокое знакомство с учением Канта может предохранить нас, от мертвящего догматизма, и от мечтательной метафизики и если в настоящее время именем Канта прикрываются как раз догматизирующие и фантазирующие философы, то это следует приписать единственно недостаточно основательному «проникновению» в учение, которое рано или поздно рассеет туман и откроет путь для новой бодрой, деятельной, глубоко жизненной и в то же время глубоко нравственной философской к р и т и к и — так как со времен Канта философия может и должна быть т о л ь к о критикой."
М.М.Филиппов "Новый Идеализм" (март-апрель 1903г.)

***
В передаче "Наблюдатель" на ТК Культура, посвящённой 300-летнему юбилею Иммануила Канта, прозвучала мысль юбиляра об образовании: учащихся надо готовить к их будущему, а не к нашему прошлому, для этого их нужно учить критическому мышлению (мягко принуждать к свободе мышления).

***

"Вечный мир - высшее политическое благо". Иммануил Кант.   

***

"Главные результаты всей философии Канта могут быть выражены следующим образом.
Наше теоретическое познание, обусловленное чувственными формами пространства и времени и рассудочными категориями количества причинности и др., вращается исключительно в мире опыта. Теоретическое познание сверхчувственного, сверхопытного для нас недоступно. Единственное, что мы можем сказать о трансцендентных идеях, каковы идеи свободы, бессмертия и Бога, сводится к тому, что в этих идеях нет внутреннего противоречия и что, если нельзя теоретически доказать существования Бога, бессмертия и свободы, то точно также нельзя теоретически доказать их не существования. С теоретической точки зрения теизм и атеизм—равносильные и одинаково недоказанные и недоказуемые учения; но далеко в неодинаковом положении находятся оба эти учения, но отношению к практической философии, т. е. к философским основам нравственной деятельности человека.
Существование морального закона, позволяющего различать должное от недолжного, есть по Канту непререкаемый факт, непосредственно свидетельствуемый нашим сознанием. Этот моральный закон безусловен и не терпит никаких исключений. Но в противоположность всякому внешнему принуждению воли, закон этот только тогда и может считаться моральным, когда ему следуют свободно. Таким образом свобода воли является первым постулатом практического разума. Но воля, направленная моральным законом, имеет своим необходимым объектом достижение высочайшего блага в мире. Полное приспособление воли к высочайшему благу дает идеал святости, требующий бесконечного развития. Но бесконечное развитие возможно лишь в бесконечном времени, откуда является второй постулат— необходимое признание личного бессмертия, т. е. вечного существования моральной личности. Наконец необходимым условием для самого существования нравственного мира, стремящегося к высшему благу, является самостоятельное существование этого высшего блага, которое и есть Бог. Итак, хотя мы теоретически совершенно неспособны познать Бога и доказать существование абсолютной свободы воли и бессмертия моральной личности, но, исходя из несомненного существования нравственного закона, мы делаем истину существования Бога, бессмертия и свободы совершенно непререкаемой и не устраняемой более никакими софистическими доводами." М.М.Филиппов "Новый Идеализм"