по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона
№ 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (далее – законопроект).
При подготовке заключения были учтены предложения и замечания органов государственной власти, правозащитников, профильных экспертов, лидеров различных религиозных организаций и представителей гражданского общества.
Общественная палата Российской Федерации, поддерживая позицию государства о необходимости решения вопроса, связанного с ужесточением наказания за оскорбление религиозных чувств граждан, в то же время отмечает, что подход к достижению заявленной цели в рамкахвнесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) представляется не обоснованным по следующим основаниям:
1. Предлагаемый законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами.
В соответствии с положениями статьи 1 данного законопроекта предполагается дополнить УК РФ статьей 243.1, согласно которой публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, подлежат уголовной ответственности.
Наряду с этим ответственности подлежит осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест).
Юридический анализ данной нормы показывает, что согласно предлагаемым нововведениям караться будет только публичное оскорбление религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Между тем действующее законодательство не раскрывает понятие такой дефиниции, как неотъемлемая часть исторического наследия народов России. Следует особо отметить, что на сегодняшний день и учёные-религиоведы расходятся в понимании того, какие именно религии России являются частью исторического наследия.
В случае принятия данного законопроекта часть граждан будет выведена из-под защиты уголовного закона и окажется дискриминируемой.
Таким образом, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, положения законопроекта вступают в прямое противоречие со статьей 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, а граждане согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равны перед законом независимо от отношения к религии.
Аналогичная линия проводится в нормах международного права, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются частью российской правовой системы и имеют приоритет над нормами законодательства.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Законопроект вызывает нарекания с точки зрения юридической техники и согласованности с действующим законодательством.
Следует особо отметить, что состав преступления, содержащийся в проекте упомянутой нормы закона, практически полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, которая предусматривает ответственность за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии и содержит весьма суровые санкции вплоть до пяти лет лишения свободы.
Введение в УК РФ новой статьи, аналогичной уже имеющейся, приведет к необоснованному утяжелению данного правового акта.
3. Законопроект содержит юридически неопределённую терминологию.
В частности, в законопроекте содержатся такие юридически неопределённые термины и понятия, как:
«религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»;
«религиозные убеждения и чувства граждан»;
«унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний».
Использование юридически неопределённых понятий и терминов создаёт условия для неоднозначной их трактовки и применения, что, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, может способствовать совершению коррупционных правонарушений.
Согласно пункту «в» части 4 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в данной норме законопроекта употреблены неустоявшиеся, двусмысленные термины, а также содержатся неопределенные требования к гражданам и организациям, что соответствует такому коррупциогенному фактору, как юридико-лингвистическая неопределенность.
Кроме того, в диспозиции статьи законодателем необоснованно сужено понятие религиозных объединений, защищенных данной нормой, а именно: «религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», что, согласно пункту «в» части 3 Методики содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав, дающий возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Таким образом, полагаем, что внесение изменений в УК РФ в представленной редакции создаст предпосылки для подрыва авторитета органов государственной власти, а также тех религиозных объединений, которые получат преимущественное право на защиту. Представляется, что предлагаемые нововведения не только не уберегут общество от религиозного противостояния, но, наоборот, в определённых обстоятельствах будут его провоцировать.
Вместе с тем, Общественная палата Российской Федерации считает обоснованным предлагаемое экспертируемым законопроектом внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера штрафов, накладываемых на граждан и должностных лиц за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
На основании изложенного, Общественная палата Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» в предложенной редакции и полагает, что концепция законопроекта нуждается в существенной доработке с учетом высказанных замечаний.