- Информация о материале
- Автор: Администратор
Свобода совести — системообразующее право в системе прав человека, основополагающее неотъемлемое право каждого на удовлетворение мировоззренческой потребности, придающей смысл существованию, на основе свободного мировоззренческого выбора, а также правомерного поведения, основанного на упомянутом выборе без ограничения в других гражданских правах и свободах или их утраты.
Содержание свободы совести включает право индивидуально и/ или совместно с другими свободно формировать, выбирать, менять, распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других. Многообразие форм ее проявления определяется видом тех ценностей, которые становятся основанием личного мировоззренческого выбора. Исторический характер формирования нравственных критериев подразумевает их связь с религиозным/нерелигиозным восприятием мира.
В политическом плане свобода совести — одно из условий формирования демократического общества. Ее социально-политическое содержание определяется природой общественного строя, историческими, социокультурными традициями, реальным местом религии в политической и духовной жизни общества.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга.
Светскость может также выступать в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) политико-правового принципа; 3) политико-правовой характеристики государства; 4) политико-правового института; 5) политико-правового требования; 6) системы политико-правовых отношений; 7) политико-правового процесса.
Статья 14 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип светскости государства: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Кроме этого, п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Приведенные нормы согласуются с провозглашенной ст. 28 Конституции РФ свободой совести и вероисповедания и закрепленной ч. 2 ст. 19 Конституции РФ гарантией равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Системообразующими же элементами светскости считаются отделение религиозных организаций от государства, а также недопустимость установления обязательной для граждан идеологии политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. разными группами российского общества поднимаются вопросы об ее уточнении и изменении, чаще всего встречаются попытки переделать некоторые положения Основного Закона для получения определенных привилегий, облегчения применения уголовного и процессуального законодательства.
Наиболее активно ведет себя религиозное лобби, продвигающее в общественном сознании внесение в Конституцию идеи превосходства одной идеологии над другими (в частности, признание «православия» государствообразующей идеологией, его особой роли, соответственно и статуса), выдвигаются идеи принятия на уровне Конституции практик религиозного судопроизводства (шариат). Есть попытки внести поправки, облегчающие, с точки зрения инициаторов, применение уголовного и гражданского законодательства.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
В последние годы у нас появилась новая традиция: активно порицать праздники заимствованных неблагонадежных традиций. Наибольшими раздражителями оказались Валентинов день и Хэллоуин. Главными носителями этой традиции стали православные. Вспомним ежегодные жалобы православных на хэллоуинское оформление ЖЖ, которые доставляет им тяжелые страдания. Еще пару лет назад я хотел сделать обзор этого явления и наконец нашел время. Ограничусь почти исключительно Хэллоуином. Я собрал все объяснения, которые смог найти, от РПЦ и ее хомячков о том, почему Хэллоуин это плохо; начиная с незабвенного письма московских чиновников от образования, которого, как потом выяснилось, в общем-то и не было, и заканчивая нынешнем годом. Но сначала несколько замечаний по общей картине.
Во-первых, никаких официальных заявлений от РПЦ по этому вопросу нет. Здесь возникают обычные трудности с официальной позицией, поскольку формально такой позицией может быть либо постановление собора, либо с оговорками Священного синода. Но мне не удалось найти каких-либо упоминаний о них. Впрочем синод и собор обычно принимают тексты, написанные неудобоваримым канцелярским языком, который вряд ли вызовет энтузиазм даже у сторонников. Но СМИ нужно на что-то ссылаться. Поэтому в ход идут мнения отдельных священников от лица церкви. Также необычно много заявлений от епархий, очевидно из-за того, что епархии агитируют против Хэллоуина на местах.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Заместитель председателя «Атеистического общества Москвы» (АТОМ) АЛЕКСАНДР ЩЁВ: «Тот экстремизм, который нравится властям – Путину и Кадырову, – считается не экстремизмом, а священным текстом и духовной традицией»
"Портал-Credo.Ru": Что Вы думаете о поправках, которые внес Путин в закон «О противодействии экстремистской деятельности», выводя из-под действия этого закона четыре религиозные книги, а именно Библию, Коран, Танах и Ганджур? Почему выбраны именно эти книги? Если с первыми тремя более-менее понятно: это «в целом» христианство, «в целом» ислам и «в целом» иудаизм, – то Ганджур – это лишь одна из частей буддизма, причем только тибетского…
Александр Щёв: Да, это ламаизм.
- А в России есть буддийские общины не только тибетского направления, не говоря о множестве вообще других религий. Почему бы тогда не освободить любые религиозные писания от применения этого закона?
- Вообще-то изначально это была кадыровская инициатива, которую Путин, к нашему удивлению, решил лично поддержать. Почему выбраны именно эти книги, понятно: четыре этих религии вписаны в преамбулу (не имеющую практического значения, но имеющую политическое) закона «О свободе совести…» как главные и фактически привилегированные в России, хотя так прямо об этом не сказано. Естественно, мы всегда выступали против дискриминации остальных конфессий. Но моя позиция проста. Либо государство должно вообще изменить радикально закон «Об экстремизме» и не подвергать преследованию никого ни за какие писания, в том числе и за политическую нетерпимость, ксенофобию, экстремизм и так далее, либо тогда ко всем текстам, которые имеют распространение на территории Российской Федерации, должен быть один подход в соответствии с этим законом. Если в них находятся какие-то цитаты и места, которые противоречат действующему законодательству, значит нужно смотреть правде в глаза и признавать, что эти моменты являются экстремистскими и что, соответственно, надо ограничивать как-то распространение этой литературы. А государство у нас решило занять совершенно лицемерную позицию, что мы как бы признаем по умолчанию, что в этих книгах есть экстремизм, но мы его экстремизмом считать не будем. Мы все остальное будем преследовать, а вот этот экстремизм – не будем. В соответствии с этим, у нас вырабатывается следующая формулировка экстремизма: тот экстремизм, который нравится властям – Путину и Кадырову, – считается не экстремизмом, а священным текстом и духовной традицией, а который не нравится – это фашизм и экстремизм. Я с такой позицией абсолютно не согласен, это просто издевательство и над здравым смыслом, и над элементарными понятиями человеческой справедливости, и просто над понятием законности.
Когда закон применяется так избирательно, что одним можно все, а другим ничего, это, конечно, уже не закон, а дискриминация и чистой воды создание в государстве привилегий фактически феодального свойства. И для нормальных, разумных и честных людей очень сложно объяснить, почему им это и это нельзя, а некоторым избранным все это можно. Это вполне в духе путинского режима.
- Что еще стоит в этом же ряду?
- ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О «ЗАЩИТЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ»
- За пределами разума
- Перспективы развития международного права в контексте влияния исламского фактора на ситуацию в Сирии и Ираке
- Параллельные миры
- Психология духовной венерологии - 33 удовольствия за ваши деньги