- Информация о материале
Огромный интерес у граждан вызвало предложение РПЦ о всероссийском дресс-коде. Смелая идея запретить ходить по улице в шортах и майке особенно актуальна, если вспомнить прошлое лето, когда температура воздуха достигала 38 градусов, и многие обнажали руки и голени, уступив искушению.
Задача РПЦ — бороться с нашими искушениями, и в этом ей вызвался помочь всероссийский муфтият во главе с Рамзаном Кадыровым. Проект попал в надежные руки: не говоря уже о тысячелетней традиции, в Чечне уже давно действует дресс-код, по которому все сотрудницы госучреждений обязаны ходить с покрытой головой, а если женщина демонстрирует окружающим свои волосы на улице — ее гуманно вразумляют с помощью ружей для пейнтбола, что весьма нравится главе республики.
Важно понимать, что речь идет не о православном, не об исламском, а о всероссийском дресс-коде. Надеемся, что представители РПЦ с нами солидарны: в таком дресс-коде не найдется места для мужчин в юбках и коронах. Этот наряд устарел на полторы тысячи лет, а у России сегодня курс на модернизацию. К тому же по мнению независимых экспертов подобная одежда провоцирует изнасилования.
- Информация о материале
Чем угрожает обществу клерикализация?
«Российская Федерация — светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.» Так написано в нашей Конституции. Но на практике принцип отделения церкви от государства не выполняется, растет влияние религиозных групп на различные сферы общественной и политической жизни. Этот процесс называется клерикализацией.[1] Все знают, что в России «некоторые религии равнее других». В первую очередь, конечно, речь идет о православии (и о Русской православной церкви Московского патриархата), хотя в некоторых регионах господствует ислам. Согласно закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» представители власти не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии — но в том же законе говорится об «особой роли православия».[2] Первые лица государства не устают напоминать об этой «особой роли».[3] Ради патриарха перекрывают движение,[4] его охраняет ФСО.[5] Чиновники демонстративно участвуют в богослужениях — особенно запомнился пасхальный крестный ход 2007-го года, который возглавлял мэр Лужков — бок о бок с патриархом.[6]
Пожалуй, самое известное проявление клерикализации — это уроки ОПК. Патриарх потребовал преподавать православие в общеобразовательных школах — и власть подчинилась. Вместо того, чтобы противостоять антиконституционным требованиям, чиновники только попытались придать затее законный вид. Многочисленные протесты, в том числе — «Письмо десяти академиков» и «Письмо 1700 ученых», не принесли результатов. Священник написал учебник, и по нему учат детей 10-11 лет, у которых еще не сформировалось критическое мышление. Учат зачастую такие же священники в рясах.[7] Всё было сделано в спешке, халтурно. А в результате получаем деление детей по конфессиональным углам, разжигание религиозной вражды.[8] По мнению специалистов, эксперимент с преподаванием ОПК оказался неудачным — но его все равно будут расширять. Как решил патриарх, так и будет — и даже мнение министра образования ничего не значит.[9]
Православие всё глубже проникает в систему светского образования. Во многих школах главные действующие лица в День знаний и на выпускном — всё те же священники. Верх абсурда — государственные православные пионерлагеря, в которых новоприбывших первым делом крестят.[10] В Академии ракетных войск стратегического назначения открыт факультет православной культуры. Декан факультета — священник, прославился призывами громить секс-шопы и конкурирующие церкви.[11]
«Ракета со спутниками ГЛОНАСС упала? Так в школах отменили астрономию и ввели православие. Чего ж после этого вы хотели: ракета ударилась о небесную твердь...»
Московский патриархат косо смотрит на изучение теории эволюции, которая «входит в противоречие с христианским мировоззрением».[12] Патриарх сказал так: «если кто хочет считать, что он произошёл от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим». По указу патриарха создан «Миссионерско-Просветительский Центр Шестодневъ», задача которого — подорвать доверие к научному сообществу и доказать, что Вселенная, Земля и все биологические виды были созданы лично Богом за шесть дней. Типография Троице-Сергиевой лавры печатает «учебник биологии», в котором отстаивается истинность библейской версии, включая легенду о потопе. И вот автор «учебника» уже читает лекции в УрГУ — помогли «братья по разуму» с кафедры религиоведения.[13]
Очень символичная история произошла в МИФИ. Там перед визитом патриарха поспешно демонтировали символ университета, памятник «Дорогу осилит идущий», и поставили вместо него православный крест, известный как «Крест на российской науке».[14]
Многие помнят, как в 2008 году РПЦ выкидывала Российский государственный гуманитарный университет из корпусов на Никольской в Москве. Тогда вместе с судебными приставами в здание ворвались неизвестные в казачьей одежде и принялись выталкивать студентов из аудиторий.[15] В этой картине нет ничего необычного. За последние годы в пользу РПЦ МП было отобрано множество зданий и территорий. Кажется справедливым, что храмы возвращаются верующим. Сложнее понять наглый цинизм, с которым из храмов выгоняют музеи, спасшие эти здания от уничтожения. А что если речь идет о хрупких памятниках архитектуры? Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов («Единая Россия») считает, что треснувшую икону можно восстановить, если позволить верующим ее целовать («... более миллиона приложений было к этой иконе… Вот эта трещина срослась!».[16] Мы лишимся значительной части нашего культурного наследия, если за сохранностью реликвий будут следить такие вот «специалисты». А в случае с РГГУ речь идет вообще не о храме, а о здании Славяно-греко-латинской академии. Теперь в здании старейшего учебного заведения будет монастырь.[17] Это «восстановление исторической справедливости»?! Может быть, сначала вернем роду Толстых все их земли и имущество? А заодно — вернем Кремль роду Романовых.
30 ноября 2010 года был подписан закон «о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям», единственная цель которого — облегчить передачу государственной собственности РПЦ МП. В Калининградской области незадолго до принятия закона были переданы РПЦ многие объекты культурного наследия — кирхи, капеллы, средневековые замки. Все они, разумеется, не имеют никакого отношения к православию, но чиновники не могли допустить, чтобы католики с лютеранами получили недвижимость по закону, написанному специально под РПЦ. При этом и до принятия закона ситуация с передачей имущества РПЦ была мягко говоря странной. Напомним несколько случаев:
- Значительная часть помещений поликлиники детской инфекционной больницы № 12 в Москве была передана РПЦ — только на том основании, что в одном из помещений раньше был домовой храм. В результате поликлиника лишилась рентгена, а отобранные помещения благополучно сдаются под офисы. «А мы за детей молиться будем», говорит настоятель свежеотобранного храма.[18]
- Уникальный подмосковный реабилитационный центр «Детство» соседствует с женским монастырем. Центр уже лишился значительной части территории, но патриархия продолжает борьбу. Реконструкция медицинского корпуса заблокирована, предлог — «охранная зона». Монахини создают невыносимые условия для детей, собирают компромат на руководство центра. В патриархии заявляют о необходимости переезда медицинского учреждения.[19]
- В Москве Сретенский монастырь выжил со своей территории школу № 1216. Школе пришлось переехать — всего-то на 4 километра от прежнего места.[20]
- Помещение студенческого театра МГУ было передано РПЦ несмотря на то, что раньше здесь располагался театральный флигель усадьбы Пашковых. Здесь начинал актером Фонвизин. В театре МГУ начинали свой путь многие известные актеры. Ролан Быков умолял пощадить театр. Всё тщетно: помещение отобрали и устроили в нем храм, хотя всего в 100 метрах от него находится нарышкинская церковь.[21]
Казалось бы, самый верный способ навредить образованию, медицине и культуре — это отбирать у граждан школы, больницы, музеи и театры. Но есть и другие способы, не менее зловредные.
Выставку «Осторожно, религия!» разгромили через несколько дней после открытия. Шестеро прихожан РПЦ МП залили картины краской и исписали стены надписями «вы ненавидите православие, вы прокляты» и т. п.. Уголовное дело против погромщиков было закрыто, так как в их действиях не было обнаружено состава преступления. Зато организаторов выставки признали виновными в разжигании религиозной вражды и приговорили к штрафам. Аналогичный приговор был вынесен организаторам выставки «Запретное искусство — 2006», причем прокурор требовал приговорить их к трем годам колонии. Духовная цензура возвращается, чтобы привести культуру в соответствие со средневековыми канонами.
Не лучше дела обстоят в медицине. Например, Мосгордума приняла городской закон о профилактике ВИЧ, внесенный депутатом Людмилой Стебенковой — той самой, что несколько лет назад разукрасила столицу социальной, с позволения сказать, рекламой со слоганом «Безопасного секса не бывает!». Принято решение брать пример с программы abstinence-only («только воздержание»), которая с треском провалилась в США. Всё это делается в рамках «возвращения к православным ценностям».[22] Разумеется, на практике пропаганда воздержания не приводит к тому, что люди перестают заниматься сексом — а вероятность использования презерватива уменьшается.
У Московского патриархата есть монополия на навязывание религиозных норм в большинстве регионов России, но в Чечне такая монополия принадлежит мусульманам. Законы шариата становятся de facto обязательными для исполнения. Несколько лет назад Кадыров обязал всех женщин, работающих в госучреждениях Чечни, ходить только с покрытой головой. Так, одну из преподавательниц университета не пускали в здание на лекцию, пока муж не привез ей головной платок.[23][24] С большим пониманием президент республики относится к убийствам женщин по религиозным мотивам: «У нас в Чечне, если женщина гуляет, если мужчина с ней гуляет, то их обоих убивают. Спроси любого, даже самого маленького пацана, спроси его, что ты будешь делать, если твоя сестра загуляет? Любой тебе ответит: убью!»[25] Также Кадырову очень понравилась идея стрелять краской по женщинам с непокрытой головой. Такие стрелки завелись в Грозном, и власти их ищут — чтобы объявить благодарность.[26] Следующим шагом, видимо, будет обязательное женское обрезание — благо дагестанские газеты уже пишут, что «обрезание для женщин становится обязательным, когда они достигают совершеннолетия».[27]
Одна из главных причин нарастания клерикализации в России — полное попустительство со стороны граждан. Очень немногие осознают степень угрозы, нависшей над обществом. Уже сейчас партия власти норовит сделать православие частью государственной идеологии.[28] Лидеры молодежных про-кремлевских движений призывают к созданию «православной Хизбаллы» для упрощения навязывания обществу религии.[29] Но и без этого проникновение мощной религиозной организации во все сферы общественной жизни приносит огромный вред, ведет к деградации. Невозможно построить современное государство на идеологическом фундаменте, устаревшем на полторы тысячи лет. Зато можно построить средневековое государство с ядерным оружием.
Мы призываем всех здравомыслящих людей всерьез отнестись к угрозе клерикализации. Мы требуем от властей всех уровней соблюдения принципа светского государства, закрепленного в Конституции России.
Если вы хотите поддержать разделение государства и религии - ознакомтесь с нашей инструкцией-памяткой
- Е.С. Элбакян Процессы клерикализации в современной России.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Владимир Путин: Православию принадлежит особая роль как в восстановлении нашей государственности, так и культуры, морали, духовности.
- Подборка случаев перекрытия проезда для удобства патриарха.
- Охрана Патриарха ФСО: подготовка к искам // фонд «Здравомыслие».
- Антипроповедь на ТВ // Независимая газета.
- Кое-что о сущности милосердия или урок «Основ православной культуры».
- Пастор учит Родину любить // Известия.
- Основы рекомендовано не расширять // Газета.ru.
- Воцерковление в «пионерском» лагере // РЕН.
- Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает в прямом эфире радио «Радонеж» на вопросы слушателей.
- Дарвинизм нельзя преподавать как единственную научную теорию, считают в Русской Православной Церкви // Православие.RU.
- Анти-Дарвин // УрГУ.
- Срочно привести в божеский вид // Новая газета.
- В бывших помещениях РГГУ открывается монастырь.
- Слушания в Государственной Думе законопроекта «О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения...»: итог // Скепсис.
- РГГУ отводят под монастырь // Коммерсантъ.
- Московский Патриархат не боится «моли и ржи» // Скепсис.
- Дорога от храма // Российская газета.
- Духовник Путина отбирает у детей школу.
- Ирина Богушевская Свято место.
- Времена. Пороки и общество.
- В Чечне женщин с непокрытыми головами расстреливают из ружей для пейнтбола // Newsru.com.
- Мужской реванш // Новая газета.
- Чечня: где кончается Конституция и начинается шариат? // Би-би-си.
- Рамзан Кадыров угрожает «Мемориалу» // Кавказский узел.
- Ответы на вопросы по религии Ислам // АССАЛАМ.
- «Единая Россия» назвала православие нравственной основой модернизации // Lenta.ru.
- Надежда Орлова Толерантность в вопросах веры — путь к безверию.
- Информация о материале
Общественный фонд «Здравомыслие» после трех месяцев попыток разместить на улицах Москвы текст 14-ой статьи Конституции России с радостью сообщает о победе в затянувшейся борьбе с духовной цензурой.
В сентябре 2010 года возникла идея продолжить в России международную антиклерикальную кампанию, стартовавшую несколько лет назад в Великобритании. Фонд «Здравомыслие» неоднократно обращался в рекламные фирмы с просьбой разместить на рыночных условиях билборд с переводом слогана западной кампании и получал в ответ отказы. Мы поменяли слоган на дословный текст 14-ой статьи Конституции и подали заявку в московский Комитет по рекламе для размещения в качестве социальной рекламы, но бывший вице-мэр Байдаков и руководитель Комитета Макаров отметили, что «комиссию не устроило художественно-эстетическое оформление рекламного баннера» и предложили опять обратиться в любое частное агентство.
- Информация о материале
Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину
Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
Копии: Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову Председателю Государственной Думы РФ Б. В. Грызлову Губернатору Калининградской области Н. Н. Цуканову Председателю Калининградской областной Думы С. В. Булычеву В средства массовой информации
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Калининград, 03.11.2010 г.
Мы, нижеподписавшиеся, выражаем обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся в Калининградской области вокруг историко-культурного наследия, и просим учесть наше мнение при принятии решений по этому важнейшему вопросу.
28 октября 2010 года Калининградская областная Дума приняла закон о передаче в собственность Калининградской епархии Русской Православной Церкви 15 объектов «религиозного назначения». В список были включены здания концертного зала областной филармонии, театра кукол, ПТУ № 5, средневековые рыцарские замки. Ранее Калининградской епархии РПЦ в собственность было передано свыше трех десятков (34) объектов «религиозного назначения», находившихся в федеральной собственности (распоряжения Правительства РФ, принятые в течение 2010 года). Столь массовая передача объектов культурного значения федеральной и региональной собственности обосновывается необходимостью исключения возможных негативных последствий вступления в силу принятого Государственной Думой в первом чтении закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В комментариях для СМИ представители региональной власти и Калининградской епархии разъясняют, что таким образом спасают объекты культурного наследия от притязаний других конфессий, которые, как они полагают, возникнут после принятия федерального закона, так как на территории Калининградской области расположены бывшие лютеранские и католические кирхи. Между тем, в Калининградской области отсутствует процедура передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям, аналогичная действующей на федеральном уровне согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490 (ред. от 10.03.2009 г.) «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Есть основания полагать, что часть объектов, передаваемых согласно региональному закону, не относятся к собственности Калининградской области, а находятся в федеральной собственности или вовсе фактически не существует, по некоторым объектам отсутствует надлежащая техническая инвентаризация, не выданы кадастровые паспорта и т.д.
Калининградская область – особый в геополитическом плане регион России. Бывшая территория Восточной Пруссии, обильно политая кровью советских солдат, она переживала периоды сознательного уничтожения «всего немецкого, а значит –фашистского» (в том числе в 1967 г. остатков Королевского замка – важнейшего памятника российско-немецких отношений) и необдуманного разрушения средневековых замков и кирх, разбираемых на кирпичи. Жителям Калининградской области понадобилось довольно долгое время, чтобы осознать себя постоянными, а не временными жителями этой земли – россиянами, ответственными за общеевропейское историческое наследие. В настоящее время региональное сообщество обладает значительным потенциалом интеграции российской и европейской культуры. Стратегические планы развития региона опираются на видение Калининградской области как коммуникационной площадки между Россией и Евросоюзом.
Открывшиеся в последние десятилетия перспективы привели к расширению контактов между самым западным российским регионом и различными регионами Европы. Широко праздновавшееся в 2005 году 750-летие Калининграда-Кёнигсберга, в котором принял участие Президент России В.В. Путин, продемонстрировало, что Россия с уважением относится к доставшемуся ей историческому наследию.
К сожалению, то, что происходит сейчас, создает напряженность внутри региона и может нанести серьезный урон имиджу нашей страны. Мы убеждены, что вопрос о смене собственника объектов культурного наследия имеет огромную социальную значимость. Судя по обсуждению в сети Интернет, многие жители Калининградской области и других российских регионов недоумевают по поводу скоротечности и сомнительной обоснованности принимаемых решений, а также отсутствия широкого общественного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. С массовой передачей памятников, являющихся достоянием всех жителей области, в собственность одной религиозной организации возникает угроза развитию разнообразных культурных и социальных связей, сложившихся в регионе за последние годы. Происходящее может негативно отразиться на характере межконфессионального диалога в Калининградской области, на репутации российской власти в глазах мировой общественности.
Мы высоко ценим готовность Калининградской епархии Русской Православной Церкви принять на себя ответственность за культурное наследие региона. Ряд православных храмов на территории области расположен в бывших немецких кирхах, усилия духовенства и прихожан по восстановлению памятников вызывают у нас уважение. Мы не отрицаем возможность передачи ряда объектов, религиозное назначение которых не вызывает сомнения, Русской Православной Церкви. В то же время мы считаем, что для массовой передачи памятников нет достаточных оснований. То, что в списке передаваемых объектов значатся средневековые рыцарские замки, ошибочно именуемые «монастырскими комплексами», вызывает недоумение. На момент постройки подавляющее большинство замков имело оборонительное и административное, а не культовое назначение. С XVI века, после секуляризации орденского государства, все замки стали собственностью светского государства, использовались как загородные резиденции и охотничьи дома, дарились, продавались и передавались под дворянские усадьбы и государственные учреждения. В данном случае – при наличии противоречивых суждений – необходима полноценная историко-культурная и правовая экспертиза с привлечением независимых экспертов.
Мы считаем, что:
1. Следует приостановить передачу объектов культурного наследия в собственность религиозных организаций Калининградской области до проведения соответствующей культурно-исторической и правовой экспертизы памятников на предмет их религиозного назначения. Кроме того, целесообразно провести общественные слушания по каждому объекту с учетом его специфики.
2. Необходимо отменить Закон Калининградской области от 28.10.2010 г. № 502 «О безвозмездной передаче в собственность централизованной религиозной организации "Калининградская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" объектов религиозного назначения, находящихся в государственной собственности Калининградской области" или внести в него поправки в части, касающейся руин рыцарских замков, а также исключить в дальнейшем возможность передачи памятников этого типа в собственность любых религиозных организаций.
3. Следует провести имущественный аудит как переданных, так и планируемых к передаче объектов права собственности на предмет соответствия закону и принять меры по недопущению нарушений действующего законодательства. Также целесообразно проверить соответствие установленному на федеральном уровне порядку передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям, утверждённому постановлением Правительства РФ, в части исполнения требований по охране объектов, обеспечению пожарной безопасности и иным обременениям.
4. Принятый в первом чтении Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не учитывает особенности геополитического положения и истории Калининградской области Российской Федерации. Необходимо внесение дополнений, предусматривающих особое регулирование правоотношений на территории Калининградской области в части, касающейся объектов, созданных до 1945 г. В законопроект также должны быть внесены соответствующие поправки, предусматривающие создание фонда неотчуждаемого федерального, регионального и муниципального имущества и закрепляющие особую процедуру передачи объектов культурного наследия в Калининградской области. В обязательном порядке в перечень неотчуждаемого имущества Калининградской области нужно внести такие объекты культурного наследия, как Кафедральный собор XIV века и руины Королевского замка XIII века в Калининграде, комплекс мемориального музея основоположника литовской литературы К. Донелайтиса в пос. Чистые Пруды. Необходима правовая экспертиза упомянутого законопроекта по следующему вопросу: смогут ли какие-либо религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, воспользоваться предусмотренной законом процедурой и заявить претензии на передачу имущества, принадлежавшего до 1945 г. католической церкви или протестантским общинам на территории современной Калининградской области.
С уважением и надеждой на понимание:
По состоянию на 20 ноября 2010 года авторов письма поддержали более 1200 человек, имена которых вы можете увидеть перейдя по ссылке https://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=dE45YWdZaUlqbWpPUngtNW1xcUtLUXc6MQ