21 октября 2022 г. при информационной поддержке Народного института развития (НИР) состоялось заседание международного круглого стола «Философские пароходы: 100 лет спустя. Встречные курсы, вечная диалектика взглядов».
Встреча была организована Международным деловым профессорским клубом (Рагуза, Италия), Народной академией наук «ВЕЧЕ» (Россия), Образовательно-культурным центром «Интер-спутник» (Москва), Институтом развития, изучения здоровья и адаптации человека (Иваново), Лабораторией макрокультурных исследований (Иваново), Центром информационной психологии (Москва), Общественной ноосферной академией (С. Петербург), Международным общественным движением "За гармоничное общество...!" (Харьков, Украина).
Дискуссия двадцати шести участников прошедшего заседания длилась около 4-х часов. Наряду с учеными, активное участие во встрече приняли представители общественных организаций, люди с активной социальной позицией, представители русской православной церкви.
Столетие «философских пароходов» … Что сегодня значат события тех лет? Являются ли они лишь поводом для воспоминаний, в немногочисленном кругу посвященных лиц, о событиях действительно ярких, но случайных, неповторимых? Или происходившее в общественной жизни России и США в начале ХХ века есть отражение общего исторического закона, представляя собой важный урок для современности?
Л.Н. Толстому принадлежат известные слова: «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу…». Они справедливы как для отдельной личности, так и для целых народов, для человечества. Суждение мыслителя ни в коей мере не отрицает роли исторических и всеобщих законов; оно лишь подчеркивает ответственность за происходящее, которая проистекает из принципа «свободной воли» человека, - щедрого и трудного дара нашей личной и общей Судьбы.
Исторический анализ, как метод научного познания, сегодня часто критикуют за его несовершенство. Однако, стоит помнить указание В.О. Ключевского: «История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». К тому же, для ухода от модной ныне крайности - исторического беспамятства, может быть приведен и современный поэтический аргумент:
«История – преданье и наука!
Система знания о том, как жил народ:
Там все – величие и мука …
Судьба! Спасибо за уроки, за ними - непременный взлет!».
(О. Кузнецов, 2013)
В поиске исторических закономерностей, объединяющих социальное бытие XX и XXI века, стоит опираться на честный, глубокий и разносторонний анализ, основанный на системном, целостном видении событий того времени, мировой истории. Безусловно, в достаточной степени, он может быть осуществлен усилиями многих людей и на протяжении долгого времени. Но каждое событие нового осмысления (в том числе и состоявшееся заседание Круглого стола) - представляет собой новый взгляд на поступки, масштабные дела, письменные труды многих героев того времени, людей яркого таланта, отвергнутых властью за неудобные для нее философские, идеологические и политические взгляды. В бесконечной цепи познания такое, пусть краткое, но новое и серьезное рассмотрение важных исторических событий, несомненно, уточняет общую картину наших представлений, вносит вклад в постижение и основных социальных законов, и принципов Бытия Мира.
При обмене мнениями, участникам заседания удалось избежать как догматических подходов, так и категорических суждений в оценках и выводах о проявлениях действия тех или иных метафизических, исторических, социальных и психологических законов. Возможно, этому способствовало и содержавшееся в анонсе встречи напоминание о пароходе «Буфорд», метафорически названным «Советский ковчег», который в декабре 1919 г. отправился к границам России из Нью-Йорка с 249 «красными», уроженцами бывшей Российской империи, депортированными из США за политические взгляды. В качестве причины высылки указывалось, что они «могут стать обузой для общества» … Властями США было объявлено, что эти высланные люди - «подарок Ленину и Троцкому на Рождество» …
С тех пор изменилось немногое; все власти мира и сегодня недолюбливают оппозиционных мыслителей и интеллигенцию, обращаются с ними не слишком деликатно…
Нарастающее сегодня развитие очередного цивилизационного кризиса, на этот раз глобального масштаба, общепризнанно. Между тем установлено, что кризисы являются не случайным, а естественным, финальным элементом исторических циклов культурно-цивилизационного развития. Они предсказывают уход идеологически одряхлевших элит, порождают процессы ускоренной социальной самоорганизации, выдвижение идей принципиально отличных, от ранее существовавших.
Проявлением этих процессов, в частности, стало возникновение таких новых социальных явлений как Народный Институт Развития и его партнер – Народная Академия Наук ВЕЧЕ. В названии Академии отражен принцип соборного разума и общей ответственности граждан за ход важнейших социальных процессов. Выработанные в ходе организованного этими структурами Международного конкурса-разработки концепций общества будущего и их методологических оснований, модели (и «народные», и «академические») прошли всестороннее обсуждение среди участников конкурса, а затем и на трехдневной международной научно-практической конференции. Материалы, отражающие итоги конкурса, были направлены в высокие российские и международные инстанции.
Ключевой идеей конкурса оказалось признание необходимости формирования социума завтрашнего дня на принципах системной, целостной гармонии - «гармоничного общества», или, с учетом необходимости динамического, а не статического соответствия общества и человека развитию Мироздания, - «общества гармоничного развития».
О выступлениях (видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=B7Pf2nn5ajk).
- К.Д. Абрамов. В прошлом - сотрудник Генерального Штаба РФ.
Константин Дмитриевич осветил «вечную» проблему миграции народов и «контрэлит» в процессе развития человечества. Им было обращено внимание на фактор непрерывной и возрастающей динамики этнического состава современных государств, на стремление многих людей, в том числе образованных и квалифицированных, по собственной инициативе переезжать в те регионы мира, где им доступно более высокое материальное качество жизни или существуют большие возможности для творчества. Эти процессы оказывают серьезное влияние на особенности развития культуры и взаимодействия государств, воздействуют на характер возникающих глобальных конфликтов.
- М.И. Зобов (г. Харьков, Украина). Кандидат техн. наук. Ученый секретарь НАН ВЕЧЕ, координатор Международного общественного движения «За гармоничное общество..!».
Марк Иванович, опираясь на многолетний опыт общественной деятельности в Украине, отметил неизбежность перехода к принципам народовластия при движении в направлении к гармоничному обществу будущего. Он отметил роль первого русско-украинского философа Г.С. Сковороды (прапрадеда В. Соловьева, первого российского софиолога) в развитии славянской и мировой культуры, в создании концепции «философии сердца», что означало тогда определение в качестве ведущих смыслов жизни человека не материальных, а душевных и духовных принципов. Трехсотлетний юбилей мыслителя будет отмечаться вскоре, в декабре 2022 г. Этому событию планируется посвятить масштабную международную научно-практическую конференцию.
Анализируя ход развития общества начала третьего тысячелетия н.э., современная социальная наука, прежде всего российская и славянская, говорит о возможности достижения гармонии смыслов развития - материальных, социальных и духовных, основываясь на позициях философии гармонии, философии «единства разума и сердца».
- В.Н. Василенко. Профессор, доктор философских наук. Президент Народной Академии Наук ВЕЧЕ.
Василий Николаевич обратил внимание участников встречи на роль ноосферного подхода в решении социальных проблем современности, предложенного академиком В.И. Вернадским, которому в то время также была предложена эмиграция (от которой он отказался). Василий Николаевич отметил закономерный, ноосферный характер глобальной миграции философской и научной мысли, роль культурного и этического потенциала в сохранении жизнеспособности цивилизации. В основе новых моделей развития социума должны лежать интересы новой, гармоничной семьи, как основы общества, как важнейшее условие реализации общих смыслов бытия человека.
- В.И. Патрушев. Профессор, доктор социологических наук. В прошлом - крупный администратор советской эпохи, в недавнем прошлом - советник губернатора Белгородской области Е.С. Савченко.
Владимир Иванович отметил, что интеллектуальная трагедия России прошлого века стала важным историческим уроком. Указал на значение включения существующих социальных резервов в процессы развития страны, на важность использования позитивного опыта предыдущего исторического периода, возможностей современной социальной науки, ноосферного подхода.
Предложил обдумать возможность подготовки современного доклада, основанного на принципах «Римского клуба», с отражением основных вызовов нашего времени, достижений современной российской и мировой науки, и экспертной оценкой существующих социальных проектов.
- М.В. Бахтин (г. Рагуза, Италия). Доктор философских наук, профессор. Президент Международного делового клуба профессоров.
В своем выступлении Максим Вячеславович отметил высокую роль и влияние представителей русской эмиграции на культуру Запада. Он описал существующие излишние бюрократические сложности в процессах интеграции представителей новой, современной волны эмиграции в европейскую социальную среду, подчеркнул наличие в русской культуре ряда позитивных особенностей, не свойственных европейцам. Поддержал предложение проф. В.И. Патрушева в отношении подготовки доклада по принципам Римского клуба, с участием специалистов стран, участвующих в заседании Круглого стола.
- С презентацией новой книги «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова», написанной им и его супругой, Ж.Л. Океанской, посвященной учению и жизни одного из видных русских ученых, философов и богословов начала ХХ века, священнику в восьмом поколении предков, служивших в церкви, пассажиру философского парохода, отцу Сергию Булгакову, выступил известный российский культуролог, доктор филологических наук Вячеслав Петрович Океанский.
Он отметил недопустимость философской «материалистической редукции», упрощающей понимание бытия человека, временность подобного подхода в развитии гармонии процессов познания, а также губительную опасность выбора коротких смыслов бытия в качестве основы социальной организации человечества. Учение о. Сергия Булгакова о Софии, Премудрости Божией, сакральном женском начале, дает указание на необходимость включения духовных смыслов жизни в культуру и принципы организации современного общества. Эти темы должны полноправно участвовать в программах обучения молодого поколения граждан.
- Е.В. Шелкопляс. Доктор философских наук, кандидат мед. наук. Директор Института развития, изучения здоровья и адаптации человека. Вице-президент НАН ВЕЧЕ по научной работе.
Евгений Валентинович в своем выступлении обратил внимание участников встречи на историческое развитие и трансформацию в общественном сознании важнейшего женского сакрального образа – Богини Матери, ставшей в христианской религии Софией, Премудростью Божией. Автор новой междисциплинарной теории оптимума развития, подчеркнул, что, помимо богословских аспектов этой темы, существует важнейший для нашего времени философский и практический вывод, сделанный экономистом, философом и богословом о. Сергием Булгаковым – без возрождения духовного, социальное развитие становится невозможным! Его учение раскрыло обществу глаза на роль Софии, женского сакрального и человеческого начала, ведущего к достижению гармонии бытия, указав на то, что трансцендентное бытие, Абсолют и его Замысел, недоступные прямому постижению человеком, становятся проявленными в нашем, доступном восприятию человека мире, благодаря именно женскому началу, порождающему и оберегающему все материальное. С древнейших времен, во всех религиях мира, женское сакральное начало, в том числе и христианская София (ныне, временно, по мнению Е.В., оттесненная в христианском богословии на периферию), сочетает в себе Божественное и тварное начала, соединяя два мира – несотворенный и тварный.
Новое, глубокое понимание этого принципа, новый психологизм нашего времени, новая роль женщины в социуме, позиция органичная, а не искаженная насаждаемым «псевдолиберализмом», позволят создать и гармонию семьи, и гармонию общества на основе указанных принципов.
Кроме того, этот подход позволит избавить людей от огромного числа распространенных ныне неврозов и психосоматических заболеваний, возникающих из-за неспособности с позиций «чистого научного» анализа, т.е. исключительно рационального, закрывающего глаза на огромную интуитивную и эмоциональную часть познания Бытия, существующие в мировой культуре, понять механизмы любви, используя весьма ограниченные возможности материалистического редукционизма. Актуальность принципа «Бог есть любовь», указывающего на то, что все Бытие, в том числе бытие общественное, должно быть построено на принципах высокой гармонии – не утрачена. Эта идея, рожденная религиозными учениями, сегодня становится все более признанной. Наступает время целостной реализации принципа гармонии, как основного закона социальных отношений.
Кроме того, выступающий рассказал о возможностях и важности «нового психологизма», предложенного теорией оптимума развития (ТОР) в анализе событий и проблем жизни каждого человека, в том числе и выдающихся личностей, подобных о. Сергию Булгакову. «Новый психологизм» принципиально и резко увеличивает возможности в гармонизации как личного, так и социального бытия.
Участниками заседаний было задано много интересных и глубоких вопросов ...
В целом, прошедшая встреча была оценена ее участниками не только как продуктивная, но и позволяющая определить целую совокупность актуальных тем, заслуживающих подобного коллективного анализа и углубленной научной, философской и культурологической разработки.
Вот примеры оценки встречи теми, кто выступил в качестве зрителей.
«Круглый стол получился! Такого высокого уровня дискуссий я ранее никогда не слышал. Спасибо Вам за всё сделанное для нас — слушателей!».
«Основой успешности вчерашнего круглого стола стало участие представителей различных областей знания. И добавило остроты дискуссии (восприятия) наличие верующих и неверующих. В.П. Океанский — феномен. Год назад я слушал его выступление на конференции в Иваново, но почти ничего не понял из сказанного им. Сейчас было понятно, хотя я слушал его после практически бессонной ночи. Кажется, он сказал, что век науки закончится. И, удивительно, его поддержали! Не знаю, как он обходится без медицины, да и компьютером, почему-то, пользуется. Но это — мои эмоции.
Главное — синтез наук в выступлениях удался. Развитие синтеза — задача стратегическая. Начало положено!
Важен затронутый В.И. Патрушевым вопрос о социальных ресурсах. Ответ на него не скоро будет дан.
Наверное, наиболее представительный из участников — М.В. Бахтин. Посмотрел в Интернете его биографию — феноменально! Чего только он не окончил. Множество званий, а ему и 50 нет. Похоже — истинный талант. Его рассказ о жизни в Европе — свидетельство очевидца событий, отношения правительства Италии к России, не к русскому человеку. Я испытал лишь отношение европейцев к себе как участнику конференций, оно положительное.
На понимание выступления Е.В. Шелкопляса у меня сил не хватило: сказалась бессонная накануне ночь.
Замечание у меня одно. Нескольким выступающим следовало бы обратиться к проблеме первоначала жизни человека и общества. Тогда можно скорее прийти к единству во взглядах.
Вот такое моё видение круглого стола».
Модераторы заседания круглого стола:
- доктор философских наук, профессор,
Президент Международного делового профессорского клуба
М.В. Бахтин
- доктор философских наук, кандидат мед. наук,
директор Института развития, изучения здоровья и адаптации человека,
вице-президент НАН ВЕЧЕ по научной работе
Е.В. Шелкопляс