Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

slide 0

Любое человеческое общество организуется вокруг какого-либо дела, действия. Очень часто приходится слышать, -"хорош болтать, надо делать" (вспомните анекдот про "трясти надо" как крайнее выражение этой тенденции). Но делать что-то они начинают или копируя у кого-то уже придуманное, или подчиняясь чьим-то командам. Сами обычно ограничиваются деланием чего-то только для себя любимых (поесть, поспать, при случае полюбить). Редкий случай когда человеки имеют дело, замыкающееся на что-то вне их самих и их семьи. заставить их делать что-либо на "общее благо" может либо страх, либо очень сильный страх. Даже некая доброта (альтруизм), это только попытка избежать страха, заранее избавиться от угрозы переживания страха путем делания "добрых дел". Самый сильный страх - страх потерять себя (смерть физическая), на втором месте - страх стать чужим в своем обществе (смерть социальная), на третьем месте - страх выпасть из постоянно обновляющейся "картинки мира", начать мыслить "не так как все" (смерть умственная), сойти с ума (выпасть из общего календаря, синхронизации)...

Все человеческие общества (цивилизации, государства) построены на страхе. И на постоянном совершении некоего "общего дела" (для его избежания), которое теперь весьма неопределенно называют "национальный интерес".

В Древнем Египте (очень удобная модель для сравнения, в нем почти все "истоки" современного мира) общество (государство) формировалось и развивалось вокруг идеи существования после смерти, в загробном мире.

И весь египетский народ исполнял постоянно повторяющийся проект постройки "портала" в загробный мир. Фараону строили большой храм (пирамиду), остальным по иерархии. Но главное - под исполнение проекта проводились НИРы (жрецами и мастерами), изобретались инструменты, методы и т.п. Ведь перед "внутренним взором" каждого египтянина был "путь мертвых", расписанный в "книге мертвых", где четко и определенно указывалось, как, в какой срок что делать, чтобы избежать гнева богов в загробном мире и достичь некоей конечной цели (неважно какой, главное правильно пройти весь путь). И такая общая работа избавляла египтян от страха смерти, как чего-то неизвестного и непонятного.

Но постоянное воспроизводство пирамид и мумий, и развитие химии и математики в связи с необходимостью исполнять это дело, не помогло египетской цивилизации существовать постоянно, ее уничтожили более организованные и заряженные другими идеями соседи (оставляем вопрос о иудейском пленении и его роли как отдельной теме).

Египет был покорен греками во главе с Александром Македонским при обучающем его Аристотеле. Национальные интересы греков были сосредоточены не на правильном путешествии в загробный мир, они завоевывали реальный мир, обеспечивая себе комфортное существование в пределах контролируемой Ойкумены. Именно распространение по Ойкумене, размножение и контроль территории снимало с греков страхи уничтожения врагами, а их представления о загробной жизни не требовали целенаправленного вложения всех сил в строительство пирамид. Их храмы были средством связи с богами (Оракул) для познания своего собственного будущего в войне, ремесле, семейной жизни и торговле.

Еще более успешными были цивилизации, культуры, исполнявшие сложные технологические проекты. Строительство пирамид и храмов богам повлекло за собой прогресс в кораблестроении, металлургии, ткачестве, создалась письменность, возникла бюрократия как система управления проектом и т.п. Именно те народы, которые стали специализироваться не на исполнении идей "загробного проживания", а на конкретных технологиях, стали в короткие сроки победителями Египта. Так, хетты были одним из племен, умевшим получать сталь, исторически их путь в Малую Азию (Финикию) можно проследить от Южного Урала, через Армению, по мере освоения месторождений руды. Кстати, двуглавый орел, перешедший к византийцам, а позже к русским, символизирует двустороннее лезвие хеттского стального меча, рубящего в обе стороны (а не какую-то мистическую хрень).

Строительство кораблей в Финикии (нынешняя Сирия и Израиль) было по тем временам таким же сложным делом, как сейчас изготовление космических аппаратов. Необходимость учета огромного количества деталей в изделии двигало вперед математику, создало алфавит и т.п. Навигация, обмен товарами, учет долгов и т.п. развивало мышление.Но, именно принципиальное отличие "общих дел", всенародных, национальных идей, позволяет и в наше время технологичным культурам, осваивающим физическую реальность (действительность), опережать и побеждать в конкурентной борьбе те культуры, которые стараются избавиться от страха смерти "соломкой" из грез о "загробной жизни".

Когда русские коммунисты занимались реальными, материальными делами, - строительством ("социализм - советская власть плюс электрификация всей страны") и совершенствованием технологий, все шло более-менее удачно, но стоило только объявить о завершении строительства социализма (электричества завались и власть наша) и перехода к строительству коммунизма ("от каждого по потребностям, каждому по способностям"), того, чего построить в материале было невозможно, как народ советский заскучал. (Просыпается рабочий после вчерашнего и просит супругу - "Маша, рассольчику...", а Маша ему - "Нету Ваня рассольчику, коммунизьм наступил"). Именно ориентация "общего дела" в неизвестную даль ("слышь, не видать ли на горизонте зари коммунизма?"), также как и строительство Вавилонской Башни (не имевшей реального применения, невозможно "достичь Бога" строительством внешних, материальных сооружений, лестниц в небо), не позволило дальше во времени удерживать народ (общество) в единой организации (государстве). Реальный проект был завершен, а метафизический построить на физической земле невозможно.

Но некоторые постоянно пытаются, ищут Схемы и Системы, рисуют Овалы и заставляют (увлекают) "подданных" реализовывать их в глине, бетоне, стекле и титане. В лучшем случае получаются памятники, смотря на которые люди понимают (не все), что прежде чем что-то начать делать (строить Небесный Иерусалим, точать "духовные скрепы", вводить теологию в обучение как науку и т.п.), - хорошо бы сначала подумать, а что собственно построится в результате исполнения проекта?

источник