В условиях растущей неопределенности социальных процессов, значительной рискогенности современного общества, эффективным ответом на этот вызов являетсясоциальное проектирование - формирование целевых показателей каких-либо программ вместе с цепочкой взаимосвязанных действий (технологий), которые гарантированно обеспечивают достижение заданных результатов. В этом аспекте социальное проектирование является особым направлением социального управления – формированием выделенных источников ресурсов, которые могут воздействовать на общественную среду как условие достижения обществом или его подсистемой положенных результатов.
Ресурсами для социального проектирования могут выступать любые сферы и уровни, «ячейки» социума, культуры, которые имеют свою внутреннюю организацию, уровни субординации и взаимодействия, свои ценности и функции в обществе. Проектное моделирование любой такой сферы – особая рационализация ее содержания, при которой вскрываются его структурные и функциональные связи, внутренние воздействия, тенденции, объективные и субъективные стороны. Задача проекта – выявить здесь такие связи, в которых обнаруживается объективное воздействие одного или нескольких факторов на другие, что и вызывает изменение последних.
Проектирование, таким образом, является средством «расчистки» или освобождения данной среды от различных промежуточных факторов, которые препятствуют такому воздействию и тем самым – позволяет раскрыть (или создать) механизм, действие которого и обеспечивает достижение поставленных целей.
Для нашего случая исходной проектной средой является светское образование. Это не только совокупность образовательных институтов и учреждений, начиная от школы и заканчивая вузом, но и собственное культурное пространство – музеи, памятники, выставки, библиотеки, театральные, музыкальные и другие представления, средства коммуникаций, включающие издательства, СМИ, культурно-образовательную политику государства. Здесь происходит социализация людей, направленная на освоение светских ценностей и мировоззрения, осуществляется гражданская, социокультурная идентичность личности и страны.
Светское образование выделяется как среда, противоположная образованию духовному, в котором обучение и социализация личности происходит через усвоение религиозного мировоззрения и продуктов религиозной культуры. В отличие от религиозного образования, ориентированного на духовные традиции России и не разрабатывающего идеалы будущего с точки зрения современности, светское образование всегда имело некоторый «инновационный вектор», который определял его «место» в социуме: светское образование, особенно профессиональное, всегда находилось немного «впереди» общества, занимая позицию между настоящим и будущим.
Если взглянуть с этих позиций на реформы российского образования, начиная с ПетраI, то можно отчетливо видеть, что именно возникающие институты и содержание образования, которые курировались государством, значительно продвигали вперед не только экономику, военное дело, науку, так или иначе демократизировали общество, но и расширяли пространство светской культуры, формируя не только современную архитектуру и городскую инфраструктуру, но и саму российскую культуру как таковую.
Проблема проектирования социокультурного пространства, в котором действуют принципы, ценности и нормы светского образования, возникает в современном российском обществе как средство решения нескольких важных проблем.
Во-первых, это необходимость обеспечения культурной социализации личности, направленной на освоение и практическую реализацию светских ценностей российского общества и культуры. Препятствием для этого является глобальная информационная среда, которая формирует «виртуального человека», равноудаленного как от реальной общественной, так и от особенностей культуры и социума России.
Во-вторых, проектирование социокультурного пространства должно конкретизировать и усилить воздействие светской культуры на общество и личность, формируя не только современных специалистов, но и развивая общественные отношения и нормы, характерные именно для светского общества и его культуры.
Проблема в том, что в современных условиях отхода от принципов светского мировоззрения в их прежнем советском варианте, современное российское православие пытается во все большей степени регулировать мировоззренческие позиции и светские ценности нынешней России. Объективно сохраняя принцип свободы вероисповедания, российское общество фактически переходит на позиции укрепления религиозной веры за счет усиления позиций РПЦ в обществе, роста количества верующих, внедрения компонентов религиозной культуры в содержание светской культуры (преподавание религиозных предметов в светской школе и вузе и др.).
В-третьих, важной целью проектирования социокультурного пространства на основе светского образования выступает гуманизация нашего общества, осуществление которой не только является средством преодоления социального отчуждения личности и не раскрытого потенциала межэтнических, межпоколенческих и других связей, но и повышения уровня социальной активности граждан страны, что обеспечивает интеграцию российского общества и формирование национального и гражданского самосознания.
Проектирование социокультурного пространства предполагает несколько важных шагов.
Во-первых, это диагностика светского образования, которая позволяет выявить наиболее перспективные и инновационные направленния его связи с обществом. Диагностика предполагает выявление рациональных, культурно-гуманистических функций (или направлений) светского образования и путей их воздействия на общество с учетом существования самого образования как среды, формирующей будущее страны.
Во-вторых, необходим анализ самого социокультурного пространства с позиций его структурирования через прошлое, настоящее и будущее. Очевидно, что для указанного проектирования особую важность представляют нормативно-регулятивные компоненты пространства, которые воздействуют на остальные его стороны, причем основой такого воздействия является общая структура любой жизнедеятельности, которая выстраивается по схеме «цели-средства-результаты». Выступая в статусе (функции) целей, соответствующие стороны социокульутурного пространства воздействуют на его остальные части, которые начинают играть роль средств.
В-третьих, в самом светском образовании необходимо выявить компоненты, которые также различаются по функциям «средства-цели». Очевидно, что содержание образования, которое осваивается через обучение, не может быть целью в нашем подходе, так как задачей является изменение человека за счет приобретенных им профессиональных и общегуманитарных знаний.
Эта цель - изменение человека – должна быть скоординирована с изменением социокультурного пространства через его проектирование. «Осью» или основой этого является гуманизация – формирование в социокультурном пространстве таких отношений, ценностей и свойств, которые расширяют творческие горизонты человека, формируют его ответственность за судьбу страны на основе тех направлений освоения социокультурного пространства, которые через проектную модель становятся особым отношением субъекта и объекта: субъект – человек, освоивший современные знания и нормы, открывает (находит) свой «объект» - те аспекты (уровни, символические и другие проявления) социокультурного пространства, в которых он оказывается востребованным именно в этом качестве новатора.
Высказанные здесь идеи – лишь общая схема проектирования светского образования как средство усиления его связи с обществом. Но актуальность и востребованность дальнейших исследований в этом направлении являются вполне очевидными.
С.В. Иванеев,
кандидат юридических наук,
профессор Академии военных наук,
доцент кафедры ВУНЦ СВ
«Общевойсковая академия ВС РФ»
доклад в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), на I Междисциплинарном научном симпозиуме с международным участием «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания» 28-29 мая 2015 года