Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

ozhig

Анна Ожиганова, кандидат исторических наук

Институт этнологии и антропологии РАН РФ

Религия в школе: индоктринация под видом культурологии

 

С 1 сентября 2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) года стал обязательным для всех учащихся 4-х классов: он внесен в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. школы обязаны предоставить каждому ученику на основании письменно подтвержденного выбора его родителей возможность изучать один из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Формально школы должны обеспечить каждому ученику возможность посещать занятия по выбранному курсу, даже если на него записался лишь один человек.

Слайд2

Несмотря на то, что в течение двух лет (2010-2012) ОРКСЭ в статусе экспериментального преподавался в школах девятнадцати регионов страны, введение этого предмета во всех образовательных учреждениях оказалось сопряжено со значительными трудностями. Ведут ОРКСЭ преимущественно учителя начальных классов, не имеющие ни необходимых знаний, ни достаточной мотивации для их освоения. Школы обязаны проводить родительские собрания для обсуждения вопросов, связанных с появлением нового предмета. Однако, в большинстве случаев, эти собрания проводятся формально, либо не проводятся вовсе. Многие родители даже не знают о том, что у них есть возможность выбора. Зачастую администрация школы самостоятельно выбирает один из модулей и ставит родителей перед свершившемся фактом.

Статистические данные свидетельствует о том, что школа и родители отдают предпочтение «светским» модулям. В 2013-2014 учебном году в целом по Российской Федерации 64% всех учащихся четвертых классов проголосовало за изучение светской этики и мировых религиозных культур. «Основы светской этики» выбрали 46% учеников, «Основы мировых религиозных культур» – 18 %; «Основы православной культуры» – 31 %; «Основы исламской культуры» – 4%. При этом можно отметить существенный разброс в выборе модулей по регионам. Так, в Москве «Основы мировых религиозных культур» изучает 29% учеников, ОСЭ – 55%, ОПК – 15%. В Санкт-Петербурге зафиксирован самый низкий по стране процент выбора «Основ православной культуры» – всего 12,5%, при этом ОМРК изучает 35% петербургских школьников, ОСЭ – 51%. В то же время в Южном федеральном округе соотношение выбранных предметов совсем другое: ОМРК – 9 %, ОСЭ – 27 %, ОПК изучает 63 % учеников – это самый высокий процент по стране[1]

Слайд3

 

Слайд4

 

Рассматривая сложившуюся в настоящее время ситуацию с преподаванием ОРКСЭ, необходимо помнить тот факт, что первоначально планировалось знакомить школьников исключительно с православием. Еще в 1999 г. патриарх Алексий II призвал организовать преподавание основ православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Для работы над проектом был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и науки и Русской православной церкви, подготовивший к 2002 г. «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»».  В 2007 г. была принята Концепция учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Под разными названиями: «Основы и ценности православия» (Белгород), «Основы православной культуры» (Курск), факультатив по «Закону Божьему» (Воронеж, Калининград), «Основы православной культуры и нравственности» (Новосибирск, Смоленск), «История Церкви» (Воронеж, Ростов-на-Дону), факультатив по основам православия (Кемерово), – этот предмет стал вводиться еще в 1997-1999 гг.  До 2009 года «Основы православной культуры» в статусе регионального компонента преподавались в 15 регионах (в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях – в качестве обязательного).

Впоследствии, однако, из соображений политкорректности было решено добавить учебные модули по так называемым традиционным конфессиям России – исламу, иудаизму и буддизму, а также «светские» дисциплины – «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Учебники последнего модуля вызвали шквал критических замечаний со стороны экспертного сообщества: «Нелепо само сочетание модулей, в ряду которых раздел по этике совершенно неуместен. Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности»[2].

В Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, входят учебные комплекты по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», вышедшие в издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Баласс», «Ассоциация XXI век», «ИОЦ Мнемозина» – всего в общей сложности двадцать наименований.  В 2010 г. всем шести учебникам по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», вышедшим в издательстве «Просвещение», эксперты Российской академии наук дали однозначно негативную оценку. Однако они продолжают переиздаваться практически без изменений и именно по ним обучается большая часть школьников. Авторство учебника «Основы православной культуры» принадлежит протодиакону А. Кураеву. Будучи представителем Церкви, Кураев не скрывает своей миссионерской задачи. Учебник содержит множество примеров религиозной практики, прежде всего, молитвенной. Остальные учебники серии, написанные светскими авторами, также несвободны от вероучительства и индоктринационного подхода, апелляция к заявленному культурологическому подходу носит исключительно риторический характер, при этом понятие религии по сути приравнивается к понятию культуры. Религиозные традиции православия, ислама, буддизма описываются в отрыве от более широкого контекста, не упоминаются другие конфессии и религиозные направления: так, не говорится, что православие – одна из христианских конфессий; основы ислама подаются исключительно в суннитском варианте, также как буддизм – в варианте так называемого «северного» буддизма.

Учебники и учебные пособия по основам православной культуры авторства Аллы Бородиной не вошли в Федеральный перечень учебных пособий, однако, они получили одобрение Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и науки Российской Федерации и Московского патриархата. По этим учебникам, заслужившим одиозный статус, но тем не менее, издающихся массовыми тиражами, продолжают обучать школьников во многих школах, не афишируя этого факта. При этом учебные пособия для начальных классов представляют лишь часть Программы учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры», составленной А. Бородиной: полный курс рассчитан на 11 лет обучения. Во всех учебных пособиях содержатся тексты молитв и способы иконопочитания, однако, Бородина настаивает, что разработанный ею курс обладает «историко-культурной направленностью». В текстах уроков последовательно проводится идея изначального доминирования русской православной культуры, ни разу не упоминается о присутствии на территории России других народов, культур и религиозных традиций. Исторические и этнографические факты подтасовываются, для того, чтобы обосновать слияние православия с государственностью, подтвердить идею изначальности русского этноса, преемственность государственности и культуры на протяжении веков от зарождения Древней Руси до наших дней.

Слайд5

 

Слайд6

Так называемый «культурологический подход» выступает лишь ширмой, призванной скрыть истинные установки авторов концепции ОРКСЭ – навязывание ученикам консервативных государственно-почвеннических ценностей: религиозности, патриотизма, семейственности, традиционализма. Если в официальных документах говорится об исключительно светском характере предмета ОРКСЭ, то, например, в пособии для учителя, входящем в комплект материалов, изданных издательством «Просвещение», происходящее описывается гораздо более откровенно: «Эта книга отражает один из крупных поворотов в жизни российской школы и в содержании школьного образования. […] религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России»[3]

Слайд7

Выступления высших иерархов РПЦ свидетельствуют об амбициозных планах по распространению практики изучения религиозной культуры на федеральном уровне. Так, в докладе председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании 16 июля 2010 г. было заявлено о необходимости включения нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственный стандарт общего образования по всем годам обучения.

Итак, можно констатировать, что под видом идеологически нейтрального («культурологического») предмета в общеобразовательную школу было введено религиозное воспитание. Учебные пособия по курсу ОРКСЭ, хотя и в разной степени, представляют собой последовательную индоктринацию, которая по сути своей противоположна обучению, поскольку учит доктрине, то есть описывает объект исходя из задаваемой им же понятийной структуры. Более того, введение этого предмета предполагает разделение учеников по религиозному признаку. По словам директора Института философии РАН А.А. Гусейнова, «деление учеников на верующих и неверующих – это дикость, такая же, как если бы мы стали их делить по политическим симпатиям или по национальному признаку. Оно противоречит и канонам образования, и законам государства»[4].

Однако удивительным образом введение индоктринационного предмета в школьную программу оправдывается посредством риторики о необходимости поликультурного образования. Авторы концепции и методических разработок по курсу ОРКСЭ демонстрируют полное непонимание потребностей учеников и возможностей преподавателей, они игнорируют как мнение экспертов, так и пожелания родителей, и, по всей видимости, не желают отдавать себе отчет в реальной ситуации, в которой оказались сегодня российская школа и все общество.

Позиция авторов учебников по «Основам православной культуры» поражает своей циничностью. А. Бородина утверждает, что преподавание «атеистического религиоведения» находится в противоречии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «оскорбляет чувства верующих, а главное – не дает знаний, умений и навыков, которые могут быть полезны в жизни, а также для повышения культуры общения, для воспитания уважения к народам, для успешного образования и социализации молодежи»[5].  Один из главных идеологов движения за преподавание религии в школе, А. Кураев заявляет, что детям нельзя говорить о «терпимости», «открытости», «диалоге культур», поскольку никакого диалога нет и не может быть, поскольку существует неравенство, и именно эту идею – неравенства и иерархичности должна «прививать» школа[6].

Слайд8

 

Слайд9

 

Слайд10

Тем не менее, нужно заметить, что широкая общественная дискуссия относительно того, нужно ли преподавать в школе религию и этику, а если преподавать, то как именно, нужны ли для такого курса учебники и какие, свидетельствует о важных изменениях, которые произошли в общественном восприятии функции школы и образования в целом, и в перспективе такое обсуждение может стать весьма плодотворным.

Какими должны быть уроки, знакомящие детей с различными религиозными традициями? Можно ли говорить о религии и морали, избегая как индоктринации, так и профанации занятий? Прежде всего, необходимо отказаться от самой идеи сегрегации учеников по религиозному признаку, соответственно, отменить преподавание ОРКСЭ как нарушающего Конституции, противоречащее самой идее светского государства.

Важно создать такие условия, чтобы ученики каждого класса могли все вместе изучать проблемы этики и современной религиозности. При этом важно не избегать острых вопросов, даже напротив, проблематизировать, казалось бы, очевидные истины. Разговор о религии, вере и морали нужно вести, основываясь на собственном опыте учеников, исходить из тех проблем, с которыми они сейчас неизбежно сталкиваются: национализмом, ксенофобией, нетерпимостью во всех ее проявлениях.

Слайд11

 

Слайд12

 

Слайд13

Один из идеологов критической педагогики П. Макларен обращается к нам, своим современникам: «Мы живем в опасное время. В идейном отношении фашизм никогда не был так моден. О политических последствиях таких позиций обычно задумываются редко. Это один из трагических просчетов современной системы образования»[7].  Сейчас, как никогда, важно помочь ученикам стать «критически грамотными», придать смысл и значимость их повседневному опыту и, таким образом, способствовать развитию «критического гражданства».

 

 

 

Список литературы

Кураев А. Школьное богословие. Доступно по адресу:  http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie

Макларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику (Отрывки из книги. Перевод с англ. О. Фадиной) // Вопросы образования. № 2. 2006

Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А.А. Гусейновым. http://www.ng.ru/ng_religii/2012-06-20/1_moral.html.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. организаций/Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. 2-е изд. М.: Просвещение. 2013.

Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей/А.В. Бородина. М.: Экзамен, 2010.

Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2013-2014 учебном году// Сайт «Основы религиозных культур и светской этики». ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» http://www.orkce.org/sites/default/files/file/pril1_itg13-14.pdf



[1] Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2013-2014 учебном году// Сайт «Основы религиозных культур и светской этики». ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» http://www.orkce.org/sites/default/files/file/pril1_itg13-14.pdf

[2] Экспертная оценка оригинала-макета учебника «Основы светской этики» 4-5 кл. Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.  http://iph.ras.ru/page50562154.htm.

[3] Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. организаций/Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. 2-е изд. М.: Просвещение. 2013. С.3.

[4] Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А.А. Гусейновым. http://www.ng.ru/ng_religii/2012-06-20/1_moral.html.

[5] Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей/А.В. Бородина. М.: Экзамен, 2010. С.5.

[6] Кураев А. Школьное богословие. Доступно по адресу:  http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie.

[7] П. Макларен. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику (Отрывки из книги. Перевод с англ. О. Фадиной) // Вопросы образования. № 2. 2006. С.67.