1. Сегодня социальные философы говорят о наступлении первого системного кризиса эпохи глобализации. Экономисты видят в этом проявление социально-финансовой составляющей. Политики называют его властно-правовую основу. Гуманитарии на первый план выдвигают проблему духовно-нравственного падения современной цивилизации. Кризисы в современной цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков и морально-правовой деградации людей, глобализируют экстремизм и терроризм. В этом контексте в качестве одного из краеугольных камней сохранения светской духовной культуры может быть только новый гуманизм. Это новая нравственная проблема, которая необходима всем учёным, медикам, любым специалистам.
2. Новая гуманная этика в познании и преобразовании мира получила название биоэтики, как интеллектуально-нравственном учении о сбережении жизни на Земле и о придании научно-творческим исканиям гуманного смысла или духовного начала. В биоэтике учёные и медики ищут ответы на весьма острые и нетривиальные вопросы современности о создании поистине человеческого бытия людей и смысле их достойной смерти. Коренной вопрос биоэтики – это сбережение жизни на планете как объективного условия для достижения благополучия людьми, представляющего этико-эстетическое удовлетворение, проистекающее из осознания ими величия и благородства основной жизненной линии – быть человеком нужным и полезным всем и всему на Земле.
3. Перед человечеством спонтанно, но естественно встал вопрос: а в чём смысл светской жизни и ответственности в его разумно-преобразовательной деятельности? Сегодня он стал предметом научного исследования гуманного, нормативно-этического обоснования поиска гуманного смысла жизни учёными, медиками и всеми специалистами. При этом надо добиваться гуманитарного обоснования смысла жизни в интеллектуально-нравственных связях и гуманных отношениях специалистов индивидуально сообразно их профессиональным умениям и личным способностям. Исключительная роль в деле осознания разумного поиска смысла жизни для достижения счастья каждым человеком принадлежит сегодня врачу и психологу В. Франклу (1905-1995). Он справедливо утверждал, что основополагающим принципом в жизнедеятельности человека является «воля к смыслу», т.е. желание максимально наполнить свою жизнь и все практические действия смыслом. На вопрос о точных смысловых параметрах жизненного действия Франкл привёл прекрасные слова Эйнштейна (1879-1955) о жизни: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленный, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни».
4. Нарушение вековой гармонии естественно-природного и социально-культурного начала в человеке в технотронную и информационную эпоху, особенно недооценка в нём природного, как и в целом в мире, поставило сегодня на край гибели весь человеческий род и вид – homo sapiens. «Человек подошёл к пределу, - писал выдающийся учёный и мыслитель Н.Н. Моисеев, - который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг – и человечество сорвётся в пропасть. Одно необдуманное решение – и биологический вид homo sapiens может исчезнуть с лица Земли» (Моисеев Н.Н. Новая планета. М., 1996. С. 5). А ведь негативные подвижки в жизни широких масс людей, но особенно инфантильность в поиске и определении современного смысла жизни и творческо-созидательной деятельности во второй половине ХХ века стали настолько велики, что вообще ставится под сомнение возможность повернуть процесс деградации личности.
5. В условиях дальнейшего развития техногенной и информационной цивилизации и в связи с возрастанием опасности для природного и ментального здоровья человека учёным, медикам и всем специалистам сегодня надо осознать роль и значение биоэтики как формирования нового социального сознания и мировоззрения. Они должны быть пропитаны благоговением перед биологической жизнью и ответственностью за создание правильного, здорового образа современного человеческого бытия. Сегодня надо не только интеллектуалам, а практически каждому человеку сделать решительные шаги к тому, чтобы восстановить уже порушенные части биосферы. В связи с этим все учёные, медики, специалисты, кто лично осознал свою нравственную ответственность за состояние первозданной природы и испытывает внутреннюю потребность в создании здоровой жизнедеятельности всего человечества, должен:
- жить и действовать по своему уму и в согласии с совестью, избавляясь от недостатков и подавлять чувство эгоизма в себе;
- стремиться к высшему смыслу научно-творческой деятельности, и тогда ты победишь всё незначительное и тем более низкое в самом себе;
- сделать всё, чтобы научно-творческая жизнедеятельность, заложенная в разуме, воле и подконтрольные совести была бы гуманной сутью современной гуманной личности.
Но, к сожалению, современная научная мысль как бы заблудилась в поисках своего гуманитарного достоинства и постепенно погрязла в самом откровенном «научном цинизме». Моральный ужас сложившегося положения заключается в том, что учёные не в состоянии осознать всю глубину духовно-нравственного обнищания. Выдающийся учёный и мыслитель Н.Н. Моисеев взывал: «Человеку необходимо сменить представление о себе как “победителе”