Роман Багдасаров, историк (главный редактор интернет-портала Россиядлявсех.рф)
Когда Русская православная церковь покается в своих ошибках?
1. Официальные и неофициальные представители Русской православной церкви Московского патриархата претендуют на роль экспертов в вопросах общественной морали. Эта роль рассматривается ими как своего рода исторический долг попечителей о народной нравственности. Кстати, в этом плане РПЦ после распада Советского Союза как-то незаметно перестала делать различие между собственной паствой, «традиционно православным населением» РФ (номинальными православными, т.е. по сути «мёртвыми душами», причисленными к пастве), да и, вообще, населением РФ. Видимо потому, что православие преподносится клерикалами как «основа российской государственности».
2. В православии (впрочем, как и в католицизме) не существует догмата о непогрешимости церкви. De facto все поместные православные церкви признают непогрешимыми лишь решения Семи Вселенских соборов, которые могут уточняться и развиваться, но не отменятся. Что же касается остальных сторон вероучения, политики церквей и, тем более, действий священноначалия, то в истории они могли и постоянно подвергались критике, пересматривались, менялись. В конце XX–начале XXI веков, когда кризис ряда церковных установлений стал совершенно очевиден, войдя в противоречие с правами и свободами человека, Римская католическая церковь предприняла ряд шагов по очищению своего мировоззрения. Так, в 2000 году папа Иоанн Павел II впервые публично засвидетельствовал вину церкви (mea culpa) за 8 исторических заблуждений: преследование евреев, раскол церкви, религиозные войны, крестовые походы, милитаристскую теологию, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.
3. Ничего подобного со стороны РПЦ никогда не предпринималось. РПЦ никогда не признаёт своих ошибок и, в самом лучшем случае, лишь отменяет наиболее одиозные решения или установки, при этом не давая им никаких нравственных оценок. Так, «поместный собор РПЦ 1971 года» («поместным собором» это мероприятие может быть названо условно) лишь отменил анафематствование на старые обряды, наложенные Московскими соборами 1656 и 1667 годов. Патриархийные чиновники предложили староверам «считать эти клятвы, яко не бывшие». Они, видимо, до сих пор считают, что после веков двух веков жесточайших гонений (когда, по причине московских клятв были истреблены тысячи православных христиан, а ещё больше – лишено здоровья, свободы, понижено в правах и т.д.), вполне достаточно произнести слова «ничего не было» и конфликт рассосётся…
4. Далее докладчик перечислит основные исторические заблуждения Русской (Российской) православной церкви, начиная с периода получения ею автокефалии и до настоящего времени, которые привели к массовым человеческим жертвам, дискриминации, насилию, культурному и экономическому застою.
5. Если РПЦ МП хочет сохранить хоть минимальное влияние на часть населения России, заботится о своём будущем, как о будущем христианской церкви, исповедующей евангельские идеалы и держащейся соборных догматов, она должна провести серьёзную работу по очищению своей идеологии от останков прошлой жизнедеятельности. Именно этого ждут от неё не номинальные, а реальные прихожане, которым сложно сочетать верность заповедям Христовым с памятью об исторических «заслугах» РПЦ, многие из которых имеют явный человеконенавистнический, антихристианский оттенок. В глазах нецерковных наблюдателей подобные действия со стороны Поместного собора РПЦ послужили бы сигналом, что эта организация исторически вменяема и может вести диалог с гражданским обществом.
* доклад планируется в сборник