- А вот в Америке все не так! В Америке все совсем по-другому!
Такую фразу часто приходится слышать, когда приводишь слушателям цифры или графики, демонстрирующие зависимость религиозности стран от степени их экономического развития. Они более чем наглядны. Стоит, например, взглянуть на график связи между совокупным интеллектом разных стран, выражающимся в их экономическом потенциале, и их дремучестью в религиозном вопросе. Таких графиков, таблиц и диаграмм в мире было построено великое множество. Лично мне нравится вот такой.
Это график, построенный по даным The Pew Global Attitudes Project. На нем четко виден общий характер зависимости: чем выше доходы на душу населения, тем меньше религиозность. Выпадающие точки - Кувейт и США.
Посмотрим для начала на Россию. Она находится в группе стран, относящихся к Восточной Европе. В этой группе экономика слабее, чем в группе стран Западной Европы по понятной причине - там строили социализм, то есть развитие глушила неудачная и бесперспективная экономическая модель. Отсюда - отставание и по экономике и в меньшей степени по светскости. Урбанизация здесь прошла, значит население городское, и потому постсоциалистические страны в демографическом смысле ведут себя, как страны развитые.
Теперь давайте разберемся с Америкой. США в общем ряду государств действительно весьма странное исключение. И потому весьма заметное. Конечно, религиозность в США гораздо ниже, чем в Африке и других отсталых странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, но зато выше, чем в Восточной Европе.
Причин тут несколько.
Во-первых, США - страна эмигрантов. Она во многом таковой до сих пор и остается. Когда-то сюда бежали от преследования англиканской и католической церквей радикальные пуритане - фанатично настроенные протестанты из Старого света, и тут законсервировались, как консервируется, перестает развиваться язык группы людей, оторвавшейся от основного массива своего народа. Я, помню, такую забавную деревенскую речь слышал от американских староверов!.. Так вот, эти раковые узелочки «староверчества» существуют по сию пору в Америке.
Во-вторых, сегодня Америка обильно пополняется выходцами из стран Третьего мира. Особенно мощный подсос идет из Мексики, с которой у США общая и довольно протяженна граница. Соответственно, южные штаты, где много бедных мексиканцев, отличаются большей набожностью.
Кроме того, говоря о высокой религиозности американцев, нужно отметитьи сам характер этой религиозности. Он необычен. Возьмем для сравнения Польшу. Польша практически целиком католическая страна. Италия тоже. Греция - целиком православная. В мире вообще больше моноконфессиональных сран, нежели поликонфессиональных. А вот Америка - она какая? А она многоликая, поликонфессиональная. Сегодня по разнообразию и количеству разных религиозных сект и церквей Америка занимает первое место в мире.
Еще один примечательный факт. Несмотря на то, что почти все американцы относят себя к той или иной конфессии, на деле регулярно посещают церковь, то есть являются практикующими верующими, всего 40%. Много это или мало? Как посмотреть! Ведь все познается в сравнении. В традиционно католической Испании, например, лишь 13% испанцев регулярно посещают церковь. (При этом общая тенденция в Испании та же: рост числа неверующих, при этом среди верующих преобладает категория старше 65 лет.)
Неизгладимый отпечаток на характер американской религиозности наложила традиционно высокая американская конкурентность. Эта конкурентность вовсю работает и на религиозном рынке. В США одних только баптистских церквей, как самостоятельных организаций, более 15 штук, православных церквей -14, а вообще религиозных контор - тысячи. Поэтому американцы довольно часто меняют веру, переходя в другую церковь. Треть американцев исповедуют не ту религию, которую исповедовали их родители. Причем, чаще всего склонны менять веру именно те американцы, которые и состалвяют америкаский дух - белые (40%), в то время как более бедные и «более цветные» (негры, латиносы) делают это реже.
Мы помним, что вера - оружие для консолидации своих в войне против чужих. Так вот, американская вера - это выхолощенное оружие, которые не стреляет. Их вера не затрагивает эмоциональных глубин души и являтся просто рудиментарной мировоззренческой картиной. Кроме того, отпечаток на верну наложил традиционной американский прагматизм, чвляющийся следствием высокой конкурентности общества.
Политическая прагматичность выдавила из общественного котла избыточное мудрствование богословия и излишнюю эмоциональность веры. Как результат: на свободном религиозном рынке выживают только легкие религии.
В результате от религии в США осталась одна внешняя оболочка.
А теперь тихо, мирно, спокойно возвращаемся к нашим баранам, а именно - к вопросу, который с надеждой в голосе задают российские клерикалы и их кремлевские сочувствующие, звучит так: у американцев получилось, может, и у нас получится?
Получится. Если мы проживем ту же историю, что и США. Но мы, россияне, все последние несколько сотен лет жили в Европе (чуть отставая), поэтому и ситуация у нас ближе к европейской.
Нам для того, чтобы создать ситуацию как в Штатах, нужно было бы полностью либерализовать рынок религиозных услуг, наводнив его сектами, и подождать лет пятьдесят. Вот тогда рынок вместо одной главенствующей и тщательно опекаемой государством церкви создаст кучу религий массового употребления, которые не будут мешать прогрессу так же, как не мешают ему разные наименования конфет. Но делать это совершенно бессмысленно по нескольким причинам.