Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

signs desc 300x288

Как известно из мифа о рождении Христа, к новорожденному, следуя указаниям Звезды, прибыли Волхвы с дарами. О Астрологии - древнейшем занятии, предсказании судьбы человека по расположению звезд на небе, предлагаемый отрывок из третьего, дополненного издания книги А.Л.Гуртовцева (полный текст доступен по ссылке

Мифологическое мышление и астральные мифы

 

Мышление древних людей было прочно основано на вере в одушевленный окружающий мир, заполненный душами умерших предков, духами природы, земными и небесными богами. Эта вера  утверждалась в людском сознании с помощью многочисленных мифов, дававших простые и очевидные разъяснения по поводу всех наблюдаемых человеком земных и небесных явлений. Известный англ. этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Тайлор (1832-1917; автор 2-томной монографии “Первобытная культура”, 1871 г.) писал: Миф возник в период дикости, через который прошло в отдаленные века все человечество. Он остается почти без изменения у современных примитивных племен, которые меньше других отошли от этих первобытных условий”.

Исследователь сообщал о звездных верованиях одного из таких племен Малайского полуострова: “они [“минтиры”] совершенно уверены в твердости небесного свода, что свойственно низшим ступеням цивилизации. По их мнению, небо – большой горшок, удерживаемый над землей с помощью веревки и, порвись как-нибудь эта веревка, все на земле было бы раздавлено. Луна – женщина, солнце – тоже; звезды – дети луны, и в былое время у солнца их было столько же. Опасаясь, что человечество не в состоянии будет вынести столько света и тепла [древняя ложная идея антропоцентризма: якобы всё во Вселенной делается ради человека, этой смертной, слабой и так беспредельно любящей себя “божьей твари” - Г.А.Л.], они решили, что каждая из них должна съесть своих собственных детей [отражение идеи широко распространенного в древности каннибализма – Г.А.Л]. Однако луна не съела звезды, а спрятала их от солнца, которое, считая их всех уничтоженными, истребило свои; но едва оно успело сделать это, как луна вывела свое семейство из убежища. Увидя их, солнце пришло в ярость и погналось за луной, чтобы убить ее. Преследование это продолжается и до сих пор, и время от времени солнце подходит так близко к луне, что может укусить ее, тогда бывает затмение. Всякий может убедиться в том, что солнце поедает свои звезды на рассвете и что луна прячет свои, пока солнце близко, и выводит их только ночью, когда враг ее уже далеко [на самом деле звезды днем никуда не исчезают, но становятся невидимыми на фоне ярко освещенного солнцем неба, т.е. само явление очевидно, но понято оно превратным, фантастическим образом,  доступным  сознанию дикарей - Г.А.Л.]”.

То, что приведенный астральный миф недалеко ушел по своему разумению, если не от времен дикости, то от фантазий 2-го тыс. до н.э., свидетельствует, например, космогоническая вавилонская поэма “Энума Элиш [Когда наверху…]”. Она описывает процесс создания материального мира как космическую битву главного бога вавилонян Мардука (впервые упоминается во время 3-й династии Ура, возродившей Шумерское государство в 22 в. до н.э., но центральным божеством он становится лишь со времен I-ой Аморейско-вавилонской династии, 19-16 вв. до н.э.) с первобытным водным хаосом, который олицетворяла грозная матерь всех богов - богиня морской стихии Тиамат, изображавшаяся в виде чудовищного дракона или 7-головой гидры (интересно отметить, что и у древних египтян был свой бог водного хаоса, прародитель всех богов Нун, давший начало четверке пар, или восьмерке-огдоаде гермопольских богов, и девятке-эннеаде гелиопольских богов, начиная с Атума-Ра и продолжая его потомками - Шу, Тефнут, Геб, Нут и др.; жрецы Мемфиса отождествляли Нуна со своим местным богом-творцом Птахом, создавшем мир богов и людей “божественным словом”, а жрецы Фив, следующей столицы Египта,  - с Амоном) .  

 Мардук, вооруженный мечом, копьем и огромной сетью, возглавив битву богов нового поколения со старыми богами во главе с Тиамат, убил свою божественную родительницу: запутал ее сетью, пронзил копьем, наступил ногой на ее огромное бездыханное тело, вырезал из него мечом сердце  и разрубил чудище на части. Из останков Тиамат Мардук вылепил небеса со звездами (планета Юпитер стала его священной звездой) и землю в виде полукруглой чаши, которую опрокинул в океанские воды. Он же создал из фрагментов Тиамат растения, животных, рыб, а позже и человека, вылепив его из глины и пропитав кровью убитых богов (любопытно отметить, что и древние индусы в своей “Ригведе” [Гимн X.90 – “Пуруша-сукта”] описали процесс сотворения видимого мира, но не из убитого в схватке морского дракона, а из принесенного первыми богами самим же себе первой жертвы - расчлененного на части тела тысячеглавого, тысячеглазого и тысяченогого гигантского космического человека по имени Пуруша [санск. человек, мужчина]: “сделали из него животных…коней, коров, коз, овец…из его ног родилась земля, из головы - небо, из ума - Луна, из глаза - Солнце, из пупа - воздушное пространство, из дыхания - ветер, из ушей - стороны света, из уст - Индра и Агни...).

При этом, как продолжает поэма, “небесный свод Мардук украсил 12-ю великими созвездиями, призвал богов Сина-Луну и Шамаша-Солнце  и поделил между ними сутки. Бог-отец Син, надев на голову бледно-желтую тиару, светящуюся волшебным светом, восходил на небо каждую ночь, но семь дней его тиару трудно было разглядеть [в новолуние и неомению], и только через неделю становилась отчетливо видна ее первая [четверть], а позже и вторая половина [вторая четверть], так что вся тиара загоралась невиданным блеском [полнолуние]. Каждое утро Син удалялся в свои небесные ворота, и на смену ему на востоке подымался его божественный бог-сын Шамаш, правивший, разгоняя сумерки и устрашая злодеев и нечестивцев,  вторую половину суток [в общем-то правильно описано астрономическое явление, но его причины сказочно извращены, ибо чего еще можно ожидать от мифологического мышления? – Г.А.Л.]”. Уничтожение Мардуком Тиамат (на тысячелетие раньше это же вселенское дело древние шумеры приписывали своему главному богу Энлилю, но в порядке религиозного наследования, как это часто водится у людей, все “достижения” Энлиля постепенно перешли к вавилонскому Мардуку), позже отразилось эхом в растиражированных мифах иудаизма (Иегова и Левиафан) и христианства (Георгий Победоносец и Дракон). Воистину, часто новое есть хорошо забытое старое.

Тайлор отмечал, что в первобытной философии всего мира солнце и луна наделены жизнью и близки по своей природе к человеческим существам, а также часто противопоставляются друг другу не как две женщины (приведенный выше миф явно рожден в допотопные времена матриархата - более 5-4 тыс. лет до н.э., когда родительство признавалось исключительно по линии матери, ибо… тестов на ДНК отца в те далекие времена еще не существовало), но как мужчина и женщина, муж и жена или брат и сестра, т.е. как символы-противоположности. Ученый подчеркивает фундаментальный, всеобщий характер одушевления, оживления древними людьми окружающей их природы, включая все небесные и земные объекты: “Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек”.

Этот анималистический принцип (от лат. anima душа, дух; анимализм - вера в отдельное существование душ и духов, управляющих материальным миром и заставляющих его двигаться, изменяться, развиваться) приписывает сознательную жизнь всем природным объектам и явлениям, а потому служит главной опорой мифологии и религии. В философии анимализм выражается в форме панпсихизма (от греч. pan все +phyche душа; учение об одушевленности всего мира: вся природа якобы обладает психикой), который в античной натурфилософии принял вид гилозоизма (от греч. hyle вещество + zoe жизнь; учение о всеобщем одушевлении материи; ошибочно приписывает чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить всем формам материи, хотя в действительности жизнь свойственна лишь ее высокоорганизованным, биологическим видам), а в средневековой философии природы -  пантеизма (от греч. pan … + theos бог; религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой).

 Сегодня, следуя рационалистическим веяниям, древний анимализм рядится в одежды мирового разума (“спасибо” за это Ксенофану, Платону, Филону, Плотину, Гегелю и другим многочисленным философам-идеалистам) или энерго-информационного эгрегора (от греч. egregoros бодрствующий) - некоего “духовного накопителя, коллективного бессознательного, глобального информационного поля”, якобы существующего в космосе вне сознания отдельных личностей. Приходится признать, что и нынешнее поколение людей никак не может освободиться в своем понимании окружающего мира от древних и прочных пут анимализма, панпсихизма, гилозоизма и пантеизма. Мифология по-прежнему ласкает и тешит человеческое воображение вопреки  призывам разума трезво взглянуть на мир и попытаться понять не только его внешние проявления, но и их глубинную и причинную суть.

Выше приведен один из вавилонских теокосмогонических мифов, но подобные астральные сказания были широко распространены во всех древних странах -  в Египте, Греции, Индии, Китае, у народов Азии, Африки, Америки и Австралии. Так, например, древнеегипетский миф о Солнце времен 3-го тысячелетия до н.э. повествует, что Атум  - бог Солнца, возникший из первобытного Нуна (Хаоса, Мрака, Пустоты), был властелином всей Вселенной (Атум - один из древнейших всеегипетских богов, переименованный в середине 3-го тысячелетия в бога Ра, а в середине 2-го тысячелетия - в бога Амона; изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, или человеком с двойной короной - символом владыки ”обеих земель”: Верхнего и Нижнего Египта). После своего саморождения и победы над силами Мрака, он оплодотворил себя сам, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, детей-близнецов: сына Шу - бога воздуха (изображался коленопреклонным человеком, поддерживающим на вытянутых руках небо над землей)  и дочь  Тефнут - богиню влаги (изображалась в виде львицы).  Шу и Тефнут в свою очередь родили  сына Геба - бога Земли (изображался в виде человека с короной Нижнего или Верхнего Египта на голове) и его сестру, ставшую ему женой, Нут - богиню Неба (изображалась в виде женщины со скорбно склоненной головой). Геб поссорился с Нут из-за того, что та ежедневно поедала собственных детей - небесные светила, а затем вновь их порождала. Тогда Шу, чтобы прекратить разногласия, разъединил своих детей, подняв на вытянутые руки вверх Нут и оставив внизу Геба.

 Каждый день Ра-Атум отправлялся на небо к своей внучке Нут и там плавал по Небесному Нилу, освещая своим светом всю Вселенную. Заканчивая свой дневной небесный путь, он спускался к своему внуку Гебу на землю, там, где на Западных горах был вход в подземное царство. В этом царстве Ра пересаживался с дневной ладьи на ночную и плыл по подземному Нилу до Восточных гор, где вновь перебирался на свою дневную ладью. Потомками Ра через его внуков Геба и Нут стали их дети:  Осирис -  бог сил природы и загробного мира, Сет -  бог пустыни и будущий убийца своего брата Осириса, Исида - богиня плодородия, воды, ветра и мореплавания, сестра и жена Осириса, а также Нефтида - сестра и жена Сета, владычица дома. От Осириса земной трон перешел к его сыну Гору (изображался человеком с головой сокола или солнечным диском с распростертыми крыльями) - богу охоты и света, борющемуся с силами мрака, мстителю за своего погибшего отца, а преемниками и служителями Гора считались фараоны.

Похожий миф о боге Солнца Уту-Шамаш существовал и в шумерско-аккадской мифологии: в ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывается, путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питье, еду, т.е. выступая для них в качестве “солнца мертвых”, а утром снова выходит из-за гор. Чуть ли не копией египетского мифа о Ра является его древнегреческий вариант о боге Солнца Гелиосе. В нем говорится о том, что далеко на восточном краю Земли находится золотой чертог Гелиоса, где он отдыхает каждую ночь. Утром же богиня зари Эос открывает золотые ворота, и из них Гелиос выезжает на небо на своей золотой колеснице, запряженной четверкой белых крылатых коней (квадриге). Стоя в колеснице, он крепко держит поводья своих буйных лошадей и испускает от своих золотых одежды и венца на голове ослепительный свет, лучи которого озаряют весь мир. Достигнув небесных высот, Гелиос начинает медленно спускаться к западному краю Земли, где в священных водах Океана его ждет золотая ладья. Гелиос на колеснице въезжает в эту ладью и несется на ней по подземной реке на восток  в свой чертог, чтобы отдохнув там, на следующее утро вновь вознестись на небо в своей золотой квадриге.

Как видим, астральные мифы разных народов различаются в основном именами богов и техническими деталями: у древних египтян основной дорогой жизни был Нил, а ладья служила главным средством передвижения по ней (эти реалии люди и перенесли в мифе на небо), а у воителей-греков не было своего Нила, и основным средством передвижения по земле (в том числе и в битвах) им служили колесницы, что и нашло отражение в мифе о Гелиосе. Теокосмогонические мифы Древней Греции, изложенные в поэмах Гомера (9-8 вв. до н.э.) ”Илиада” и “Одиссея”,  Гесиода  (8-7 вв. до н.э.) ”Теогония” и многих их последователей (поэтов, философов, мыслителей), оказали громадное влияние как на всю античную и средневековую европейскую культуру, так и на формирование в целом у европейцев мифологического, религиозного типа мышления.

 Имеет смысл кратко напомнить сюжеты этих важнейших, культурообразующих мифов. Согласно им, вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Из него, как из источника жизни, возникло все - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса родились широкогрудая Гея - богиня Земли, мрачный Тартар - бог подземной  бездны, наполненной вечной тьмой, и Эрос - бог могучей, все оживляющей Любви. Хаос породил также вечный Мрак - Эреб и его сестру темную Ночь - Нюкту, а от них произошли вечный Свет - Эфир и светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Великая Гея породила беспредельное Небо - своего сына Урана - и взяла его же себе в супруги. Раскинулось Небо над Землей, и Уран стал властелином мира. От Геи и Урана родились грозные титаны и титаниды - шесть сыновей и шесть дочерей. Двое из них - титан Океан и его сестра, титанида Фемида (богиня правосудия), породили на свет все реки и морских богинь - океанид. Другая же пара детей Урана и Геи - титан Гиперион (сияющий бог) и его сестра, титанида Тейя, дали миру трех детей: Гелиоса - бога Солнца, Селену - богиню Луны и Эос - богиню зари.

От Астрея (звездного бога) и Эос произошли звезды, горящие на темном ночном небе, и ветры: холодный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и ласковый западный Зефир. Кроме титанов, Гея родила от Урана трех одноглазых великанов-циклопов и трех пятидесятиголовых, сторуких  великанов (гекатонхейров). Уран возненавидел своих детей-великанов и заключил их в недра Земли. Тогда Гея, мучимая столь страшным бременем, стала убеждать своих сыновей-титанов восстать против отца Урана. Только младший из них, коварный Кронос (Хронос, Крон) осмелился поднять руку на отца и хитростью отнял у него власть над миром (Кронос оскопил Урана серпом, лишив тем самым отца производительной силы и бесконечной плодовитости). Богиня Ночь родила в наказание Кроносу целый сонм ужасных божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Керр - уничтожение, Гипнос - сон и Немесиду - отмщение за преступление. Несчастья воцарились в мире. Кронос, боясь, что его дети поступят с ним так же, как он поступил со своим отцом Ураном, повелел своей жене титаниде Рее приносить ему рождавшихся детей, которых затем безжалостно проглатывал. Так он поступил с Гестией, Деметрой, Герой, Аидом и Посейдоном.

Не желая потерять последнего, шестого ребенка - Зевса, Рея спрятала его в пещере на о. Крит, а Крону дала проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, и тот не заметил подмены. Когда Зевс вырос и возмужал, он заставил отца вернуть на свет  проглоченных детей - своих братьев и сестер. Дети Крона, утвердившись на высоком Олимпе (отсюда произошло их групповое название: боги-олимпийцы), начали жестокую и упорную борьбу с Кроном и его братьями-титанами за власть над миром. Помощь олимпийцам оказали циклопы, которые  выковали для Зевса громы и молнии - их он метал в титанов. Зевс освободил из недр Геи гекатонхейров, которые решили исход битвы в пользу богов-олимпийцев. Титаны были побеждены и низвергнуты в мрачный Тартар. Победив своих врагов, олимпийцы разделили между собой власть над миром. Громовержец Зевс взял себе небо, Посейдон - море, Аид - подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Так началось долгое правление богов-олимпийцев во главе с Зевсом.

По предпочтениям, которые отдавались в мифах тому или иному божеству, можно косвенно судить об экономических условиях жизни древних народов. Мифы любого народа всегда в той или иной мере отражают, хотя и фантастическим образом, но реальные конкретные потребности, условия и проблемы общества (например, в египетских и греческих мифах часто описываются родственные, кровосмесительные браки между богами, что на протяжении длительного времени, особенно в период матриархата, считалось нормой и у самих этих народов). В древнегреческих мифах получила отражение в ”божественном виде” реальная борьба за власть между правителями догреческих, аборигенных обществ юга Балканского полуострова и вождями греческих (эллинских) племен, вторгшихся с севера во 2-ом тысячелетии до н.э. в этот регион. Эта борьба описана в мифах как противостояние архаичных, догреческих богов (титанов) и новых богов (олимпийцев), духовными носителями  которых были эллины. Если титаны, подобно дикарям и самодурам, признавали лишь грубую силу и были далеки от понимания полезности таких принципов организации жизни, как разумность, упорядоченность и мера, то новые эллинистические боги уже пытались руководствоваться в своей деятельности принципами разумного коллективного управления и товарищества, соблюдения закона, права и мудрой гармонии космоса (впрочем, у них, как и у людей, следовать букве и духу этих принципов  получалось крайне плохо).

У читателя данного “астрального раздела” работы, посвященной в целом критике астрологии, может возникнуть вопрос: а зачем автор так много внимания уделяет мифологическому мышлению древних людей, астролатрии и астральным мифам, к которым астрология, казалось бы, не имеет никакого отношения? Ведь она, подобно астрономии, оперирует пространственно-временными положениями небесных светил, а не “божественными” понятиями прошлых веков, хотя и прогнозирует некое мистическое влияние светил на человеческую жизнь? Современные сторонники астрологии рассматривают ее исключительно как науку, родственную астрономии, а не мифологии, от которой  они пытаются всячески дистанцироваться.

Но, по существу, астрология, как и мифология, предлагая невежественному массовому сознанию доступные, простейшие, примитивные объяснения и решения сложных явлений действительности (для их глубокого познания требуется серьезная специальная подготовка и длительные, напряженные, профессиональные, научные исследования, от которых обыватели, как правило, весьма далеки), наукой не является. Астрология представляет собой совокупность взглядов и убеждений, основанных не на научном методе познания и системе научных знаний (о том, что это такое, можно посмотреть в работе автора “Философия науки”, 2019 г., или в его книге Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019), которые доступны в интернете), а на скрытых мифологических предпосылках и ошибочных суждениях, искажающих и лишь имитирующих настоящий научный подход.  

Известно, что  астрономия как наука формулирует свои заключения о движении небесных тел и их космическом влиянии на земную жизнь на основе познания и тщательных, многократных экспериментальных и теоретических проверок открытых человеческим разумом естественных законов природы (всемирного тяготения, небесной механики, астрофизики, гелиобиологии и др.), управляющих мирозданием. Астрология же делает свои выводы, подобно мифологии, на основе богатого воображения, поверхностных наблюдений, случайных совпадений и статистически недостоверных данных.

Она выдает фантазию за реальность, желаемое - за действительное, веру - за знания, миф - за науку. Именно в мифологии, в обожествлении небесных светил, в априорном признании за ними “божественного” избирательного влияния на каждую отдельную человеческую жизнь (ведь все религии и сегодня продолжают утверждать в унисон о влиянии некоего сверхразумного Бога, собственного у каждой религии или секты, на каждого верующего и неверующего человека) кроется  истинная суть астрологии. Хотя астрологи, конечно же, всячески ее прячут и маскируют своими псевдоучеными доводами. Сегодня они уже не связывают небесные светила с астральными богами, но безосновательно приписывая тому или иному расположению небесных тел фантастические воздействия на судьбы конкретных людей и целых народов,  ставят свои домыслы в один ряд с вышеприведенными мифами.

 

полностью книгу можно скачать/прочитать здесь