В связи с юбилеем МГУ и МОИП, начинаем запись цикла бесед о работе научных обществ России. 07.02.2025 в помещении ЦМД (Малая Дмитровка, Москва) говорим с Юрием Ивановичем Нагерняком, руководителем семинара по прогностике МОИП МГУ («Прогноз будущего развития человеческой цивилизации» (Прогностика - 2050)
Вопросы задают Кондратьев И.Ю. - редактор сетевого издания "Клуб Здравомыслие", Луговских А.Э. - руководитель секции Лесоведения МОИП МГУ
ещё по теме: Собрание научных обществ
в дополнение:
Теория прогрессивной эволюции А.П.Назаретяна (А.Д.Панов на семинаре "Прогностика")
О выступление гипнолога на семинаре "Прогностика"
Книги Георгия Кваши на "Литрес"
Версия видеозаписи в изложении ИИ от Яндекса:
Научные общества России. Проблемы и перспективы.
- 00:00:00
Юбилей МГУ и Московское общество испытателей природы
- • В этом году МГУ исполняется 270 лет.
- • Московское общество испытателей природы существует с 1805 года и возобновило работу после революции.
- • Общество функционирует как некоммерческая организация и проводит ремонт в Зоологическом музее.
- 00:00:51
Справочник научных обществ России
- • Издан справочник научных обществ России, включающий частные организации и НКО.
- • Некоторые общества имеют опыт с советских времен, другие новые.
- • Вопрос о перспективах таких организаций.
- 00:01:49
Вклад научных обществ в науку
- • Научные общества существуют отдельно от академических и исследовательских институтов.
- • Они могут жить на гранты или спонсоров.
- • Вопрос о вкладе и перспективах таких организаций.
- 00:02:19
Проблемы и потенциал научных обществ
- • Юбилей МГУ и МОИП имеют значение для науки.
- • Рейтинг МГУ снизился, что отражает международное отношение к российской науке.
- • МОИП имеет большой потенциал развития, но он не используется.
- 00:03:16
Структура научных исследований в России
- • В России существует грантовая и общественная наука.
- • Общественная наука имеет свои плюсы и минусы по сравнению с официальной наукой.
- • Общественная наука позволяет людям работать без строгого контроля сверху.
- 00:04:23
Возможности и ограничения общественной науки
- • Общественная наука не зависит от финансирования и позволяет людям работать по собственному энтузиазму.
- • Это может привести к новым открытиям, которые не могут быть оценены официальной наукой.
- • Вопрос о фильтрации научных исследований.
- 00:06:42
Проблемы фильтрации научных исследований
- • Комиссия по лженауке фильтрует научные исследования, но это может привести к отсечению важных тем.
- • В общественных науках фильтр отсутствует, что может привести к болтовне, не поддающейся проверке.
- • Вопрос о разделении научных и ненаучных исследований.
- 00:08:21
Разделение научных и ненаучных исследований
- • В советское время фильтр был понятен, но в наше время это сложнее.
- • В гуманитарных дисциплинах разделение на научные и ненаучные исследования сложнее.
- • В естественных науках многие вещи, считавшиеся ненаучными, теперь признаются научными.
- 00:10:32
Роль общественной науки
- • Общественная наука может стать промежуточным полем для поиска новых решений.
- • Она может искать варианты, которые потом могут быть приняты официальной наукой.
- • Важность общественной науки для развития науки в целом.
- 00:11:33
Поддержка гуманитарных наук
- • Государство не может напрямую финансировать гуманитарные организации.
- • Необходима законодательная база для привлечения средств от промышленников и торговли.
- • Гуманитарные науки отличаются от естественных наук, фокусируясь на социальных идеалах и прогнозировании.
- 00:12:55
Различия между гуманитарными и естественными науками
- • Естественные науки связаны с конкретными системами и эталонами.
- • Гуманитарные науки ориентированы на социальные идеалы и прогнозирование.
- • Прогнозирование основывается на фундаментальных идеалах и социальных целях.
- 00:14:24
Проблемы и перспективы гуманитарных наук
- • Существует дефицит лекторов, которые активно занимаются гуманитарными науками.
- • Некоторые ученые, такие как Григорий Кваша, считают историю естественно-научной дисциплиной.
- • История и другие гуманитарные науки могут быть связаны с естественными науками через поиск закономерностей.
- 00:16:30
Смена ритмов и законов развития
- • Развитие человечества вышло на качественно новый этап, требующий новых законов.
- • Государства больше не являются основными субъектами истории.
- • Темпы изменений и трансформации ускорились, что влечет за собой смену естественных законов развития.
- 00:18:55
Наука 4.0 и рациональность
- • Наука 4.0 связана с идеями философа Степина о рациональности.
- • Рациональность включает человека как объект и субъект исследования.
- • Важно различать описание деятельности и ее практическое применение.
- 00:20:46
Проблемы классического и современного рационализма
- • Существует проблема между классическим и современным рационализмом.
- • Классический рационализм фокусируется на описании, а современный – на причинности и фундаментальных вещах.
- 00:21:10
Различие в восприятии объектов
- • В классическом рационализме объект воспринимался как объект исследования.
- • Сейчас субъект влияет на объект и получает обратную связь.
- • Человечество уходит из мира реальности в мир виртуальности.
- 00:22:07
Формационный подход и его ограничения
- • Формационный подход доминирует, но существует множество других теорий.
- • Важно учитывать систему критериев при рассмотрении человеческой цивилизации.
- • Автор предлагает разделить историю на два этапа: выживание и комфорт.
- 00:22:57
Переход от эпохи выживания к эпохе комфорта
- • В эпоху выживания человек потреблял минимально необходимое.
- • В эпоху комфорта появляется возможность выбора, что меняет социальные отношения.
- • Общество делится по признаку дохода и образа жизни.
- 00:23:51
Идеология общества потребления
- • Идеология общества потребления губительна для экологии и мировоззрения.
- • В отличие от советской идеи, где человек был созидателем, идеология потребления ориентирована на увеличение потребления.
- • Это приводит к постоянному увеличению пирамиды, которая в итоге обваливается.
- 00:25:49
Научные общества и их перспективы
- • Сборник научных организаций не охватывает все важные аспекты.
- • Выпали общественные академии, что является важным сегментом науки.
- • Современная наука основана на цитатах и цитируемости, что исключает историю.
- 00:27:17
Проблемы финансирования и сохранения научных знаний
- • Современные форматы информации в интернете изменили доступ к старым журналам.
- • Советские научные институты, такие как Союзгипролесхоз, имели методики, которые повышали урожайность и улучшали климат.
- • Власть и подходы к науке оказывают глубокое влияние на развитие общества.
- 00:31:00
Возрождение российской науки
- • Люди, уничтожавшие советскую науку, теперь пытаются ее возродить.
- • Историография науки важна для понимания ее развития.
- • Научные школы, такие как русский космизм, предлагают актуальные решения и философию развития науки.
- 00:34:03
Партийная система в СССР
- • В СССР существовала коммунистическая партия, которая была социальным лифтом и системой управления.
- • Партийная система формулировала задачи и смыслы, включая развитие фундаментальной науки.
- • Монополия партии приводила к проблемам, таким как отсутствие частного производства.
- 00:35:00
Проблемы частной собственности
- • В СССР частная собственность не работала, в отличие от Китая.
- • В России частная собственность разрешена, но не используется для развития страны.
- • В отличие от староверов, современные предприниматели не вкладывают деньги в развитие России.
- 00:36:13
Анализ советского опыта
- • Важно проанализировать функционирование советского государства.
- • Идеи СССР могут помочь выйти из современного тупика.
- • Проблемы реализации идей связаны с конкретными личностями и социальными последствиями революций.
- 00:37:41
Реализуемость социализма
- • Идея Ленина о построении социализма в одном государстве была нереализуема.
- • Советский Союз не мог победить в мировом масштабе и выйти на пути истинного коммунистического развития.
- • Партия в СССР была клубом, который определял цели и задачи.
- 00:40:08
Современные общественные организации
- • В современных условиях необходима обратная связь между руководящей группой и обществом.
- • Общественные научные организации могут исследовать постсоветский период более глубоко.
- • В СССР партийная система была стабильной и эффективной благодаря мобилизации ресурсов.
- 00:43:11
Личности и модели развития
- • В СССР могли бы быть разные модели развития в зависимости от личности у власти.
- • Ленин, Свердлов, Троцкий и Сталин имели свои видения и подходы к управлению.
- • Наличие партии имело свои плюсы и минусы, но в целом система была стабильной и эффективной.
- 00:44:39
Сравнение СССР и Китая
- • Китай можно рассматривать как видоизмененный СССР.
- • В Китае существует консультативный совет, объединяющий мелкие партии.
- • В СССР также были консультативные советы, но они не имели значительного влияния.
- 00:45:27
Перестройка системы управления
- • Сталин планировал коренную перестройку системы управления в 1952-1953 годах.
- • Перестройка затрагивала многие личности и структуры.
- • В СССР на партийных должностях работали профессионалы, что отличалось от современной кадровой политики.
- 00:47:08
Кадровые принципы и наука
- • В СССР кадровая политика была более оптимальной.
- • В Китае наука развивалась в рамках государственной системы.
- • В России звания в науке давали материальные преимущества, что привлекало специалистов.
- 00:49:15
Проблемы общественной науки
- • Общественная наука в России не вписана в систему принятия решений.
- • Официальная наука получает финансирование и отчитывается, а общественная наука остается невостребованной.
- • Низкий статус общественной науки приводит к тому, что их выводы не воспринимаются.
- 00:52:32
Бюрократизация науки
- • Наука отражает интересы и настроения общества.
- • В эпоху бюрократии наука также становится бюрократизированной.
- • Уникальные разработки часто не получают поддержки из-за отсутствия экспертизы.
- 00:53:52
Проблемы патентования
- • Патентование в России часто неэффективно из-за методов обхода защиты.
- • Многие разработчики не патентуют свои разработки из-за страха их кражи.
- • Это приводит к тому, что многие интересные идеи остаются невостребованными.
- 00:56:43
Заключение
- • Обсуждение отношений общественных научных организаций с властью.
- • Проблемы отображения научных истин в реальности.
- • Надежда на улучшение управления системами в будущем.