Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Проблемы программ профилактики ВИЧ-инфекции в РФ в 2011 году

 1) Общая ситуация и тенденции развития эпидемии

В целом в России эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции можно признать «стабильно ухудшающейся». В среднем в 2009—2010 гг. в России регистрировалось 160 новых случаев ВИЧ-инфекции в день (по сравнению со 150 в 2008 г.). Сохранялась тенденция к увеличению частоты и доли полового пути передачи ВИЧ при отсутствии признаков стабилизации эпидемии среди наркопотребителей; возрастали как пораженность населения ВИЧ, так и количество смертей ВИЧ-инфицированных лиц[i].

На конец 2010 г. общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в РФ, составило 589 581 человек; в 2010 году зарегистрировано 58 633новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ[ii].

Доля ВИЧ-инфицированных среди взрослого населения РФ в возрасте 15–49 лет выросла до 0,7% в 2010 году[iii](по сравнению с 0,5% в 2008—2009 гг.[iv]).

Число умерших ВИЧ-инфицированных в России за весь период наблюдений превысило 66000 человек [v].

В России идет феминизация эпидемии: к концу 2010 г. в России было зарегистрировано более 207 тысяч инфицированных ВИЧ женщин (35,1% всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции[vi].

В 2009 году в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года было отмечено превышение числа случаев ВИЧ-инфекции среди женщин по сравнению с мужчинами[vii].

Феминизация эпидемии ВИЧ/СПИДа ведет к росту числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. На диспансерном учете для уточнения ВИЧ-статуса находятся более 23 000 детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями[viii].

Число новых случаев ВИЧ-инфекции увеличивается за счет активизации передачи ВИЧ-инфекции половым путем от уязвимых групп — прежде всего потребителей инъекционных наркотиков — в общее население[ix].

При гетеросексуальных контактах в 2010 году заразились 38,6% лиц[x].

Женщины в России преимущественно инфицируются ВИЧ при половых контактах (62,4% новых случаев ВИЧ-инфекции среди женщин в 2010 г.), тогда как мужчины — при внутривенном введении наркотиков (74,5%)[xi].

За весь развития эпидемии в России, в 68% случаев ВИЧ-инфекция была диагностирована у молодых людей в возрасте до 30 лет[xii].

Среди молодых женщин и мужчин в возрасте 15–24 лет в РФ 0,5% инфицировано ВИЧ[xiii].

К 1 декабря 2010 г. среди мужчин в возрасте 30-34 года доля пациентов, живущих с установленным диагнозом ВИЧ составила 2,2%, среди женщин в возрасте 25-34 лет — 1%.

В 2008-2009 гг. доля молодежи в возрасте 15-20 лет среди впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции уменьшилась, однако значимо возросло число зараженных в возрасте 30-40 лет[xiv].

Хотя в последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция уменьшения доли молодежи среди впервые выявленных инфицированных ВИЧ[xv], «выраженное увеличение числа новых выявленных случаев в возрасте 30-40 лет (с 9,9% в 2000 г. до 36,9% в 2009 г., и 39,8% в 2010 г.) и 40-50 лет может свидетельствовать о рискованном поведении среди основного населения репродуктивного возраста.

Все большее число больных в стране выявляется на поздних стадиях ВИЧ-инфекции, а значит, эти люди были заражены ВИЧ в более молодом возрасте, но диагноз им не был поставлен своевременно»[xvi].

При сохранении темпов развития эпидемии к концу 2015 г. число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции увеличится до 940 000 человек. В 2015 г. будет нуждаться в лечении более 350 000 инфицированных ВИЧ, и закупка антиретровирусных препаратов для их лечения обойдется стране в 63 млрд. рублей (в ценах 2010 г.)[xvii].

2) Охват профилактическими программами

 

Охват профилактическими программами различных групп населения[xviii]:

Процент женщин и мужчин в возрасте 15–49 лет, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты

33,10%

Процент работников секс-бизнеса, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты

39,10%

Процент потребителей инъекционных наркотиков, которые прошли тестирование на ВИЧ за последние 12 месяцев и знают свои результаты

25,60%

Процент работников секс-бизнеса, охваченных программами профилактики ВИЧ

22,00%

Процент потребителей инъекционных наркотиков, охваченных программами профилактики ВИЧ

13,60%

Процент молодых женщин и мужчин в возрасте 15–24 лет, которые правильно указывают способы профилактики передачи ВИЧ половым путем и в то же время отвергают основные неверные представления о передаче ВИЧ

37,00%

Процент работников секс-бизнеса, которые правильно указывают способы профилактики передачи ВИЧ половым путем и в то же время отвергают основные неверные представления о передаче ВИЧ

47,10%

Процент потребителей инъекционных наркотиков, которые правильно указывают способы профилактики передачи ВИЧ половым путем и в то же время отвергают основные неверные представления о передаче ВИЧ

40,20%

Процент молодых женщин и мужчин в возрасте 15–24 лет, у которых были половые контакты в возрасте до 15 лет

6,20%

Процент женщин и мужчин в возрасте 15–49 лет, у которых были половые контакты более чем с одним партнером за последние 12 месяцев

15,30%

Процент женщин и мужчин в возрасте 15–49 лет, у которых были половые контакты более чем с одним партнером за последние 12 месяцев и которые указали на использование презерватива во время последнего полового контакта

45,60%

По данным ключевых агентств ООН в сфере противодействия ВИЧ, для достижения эффективного результата охват уязвимых групп программами профилактики должен составлять не менее 60% уязвимой группы[xix].

Несмотря на значительный охват информационными кампаниями, только 37% молодых женщин и мужчин в возрасте 15–24 лет смогли правильно указать способы профилактики передачи ВИЧ половым путем и в то же время отвергали основные неверные представления о передаче ВИЧ [xx].

3) Утвержденные цели и задачи в сфере профилактики в РФ

Для остановки эпидемии ВИЧ в РФ «первоочередной задачей противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции является обеспечение эффективной работы в области профилактики ВИЧ-инфекции, в особенности работы среди женщин, молодежи и уязвимых групп населения»[xxi].

Российская Федерацияучаствует в реализации глобальной инициативы по обеспечению всеобщего доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ/СПИД к 2010 году, поддерживаемую «Группой восьми» и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу, и принимает обязательства в рамках договоренностей ООН, членом которой РФ является.

Россия, как и другие страны-члены ООН обязалась остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости, а также обеспечить всеобщий доступ к лечению ВИЧ для всех, кто в нем нуждается, к 2010 году[xxii].

Ключевые обязательства стран, в том числе РФ, в сфере профилактики ВИЧ включают:

Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (2001), подписанная главами государств и представителями правительств, включая РФ, на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН:

  • «добиться того, чтобы везде люди, особенно молодежь, знали, что необходимо сделать для того, чтобы избежать инфекции»:
  • к 2003 году разработать национальные целевые задания в области профилактики, в которых признается наличие и предлагаются меры по устранению факторов, способствующих распространению эпидемии и повышению риска заболевания среди населения, с целью снизить распространенность ВИЧ-инфекции в конкретных группах, в которых в данный момент отмечаются высокие или растущие уровни ВИЧ-инфекции или самый высокий риск новых случаев инфекции;
  • к 2005 году обеспечить разработку и принятие широкого круга профилактических программ, направленных на депопуляризацию моделей поведения, создающих угрозу заражения, и поощрение ответственного сексуального поведения, включая расширение доступа к основным товарам, включая мужские и женские презервативы и стерильные шприцы; расширение доступа к системе добровольного и конфиденциального консультирования и тестирования; раннее и эффективное лечение ИППП[xxiii];
  • к 2005 году обеспечить, чтобы по меньшей мере 90%, а к 2010 году — по меньшей мере 95% молодых мужчин и женщин в возрасте 15-24 лет имели доступ к информации, образованию и услугам, требуемым для развития жизненных навыков, необходимых для снижения их уязвимости инфицированию ВИЧ.

Политическая декларация по ВИЧ/СПИДу (2006):

  • обеспечить наличие широкого круга программ профилактики, включая информацию, образование и просвещение, направленных на снижение числа случаев связанного с риском поведения и поощрение ответственного сексуального поведения, включая расширение доступа к самым необходимым средствам, включая мужские и женские презервативы и стерильные инъекционные средства; снижение ущерба, связанного с употреблением наркотиков; расширение доступа к службам психологической помощи и тестированию на добровольной основе; своевременное и эффективное лечение передаваемых половым путем заболеваний;
  • преодолеть юридические, нормативные и другие барьеры, препятствующие доступу к эффективной профилактике и лечению ВИЧ, уходу и поддержке, лекарствам, товарам и услугам;
  • содействовать расширению доступа к связанному с ВИЧ/СПИДом образованию, информации, добровольному консультированию и тестированию и связанным с ними услугами;
  • принимать меры по решению проблемы инфицирования ВИЧ среди молодежи посредством осуществления всеобъемлющих научно обоснованных стратегий профилактики, ответственного сексуального поведения, включая использование презервативов, образования молодежи на основе фактов и навыков с учетом специфики ВИЧ/СПИДа, кампаний с участием средств массовой информации и оказания с учетом потребностей молодежи медицинских услуг.
  • 4) Текущее выполнение утвержденных целей и задач в сфере профилактики ВИЧ в РФ

На заседании 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в Москве в 2010 году председатель правительства России В.В. Путин подчеркнул: «Всемирная организация здравоохранения традиционно играет важную роль в обеспечении устойчивого развития мирового сообщества, прежде всего в решении таких первостепенных задач, как снижение материнской и младенческой смертности, сокращение распространения ВИЧ, других инфекций, опасных заболеваний. Эти приоритеты Всемирной организации здравоохранения, безусловно, учитываются и при формировании социальной политики в Российской Федерации»[xxiv].

Распространение ВИЧ-инфекции признается одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации, согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»[xxv]. В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»[xxvi] ставится стратегическая задача по сокращению уровня заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИДа за счет совершенствования программ профилактики и лечения.

Президент России Д.А.Медведев[xxvii]: «Когда я ещё работал в Правительстве, мы как раз рассматривали борьбу с угрозой эпидемии СПИДа в качестве одной из важнейших составляющих такого рода работы. Как и во всём мире, такого рода профилактика должна основываться на достаточно понятных вещах. Во-первых, это просвещение. Мы понимаем, какого рода просвещение здесь должно быть. Об этом не нужно стесняться говорить вслух. Любому человеку, который достиг достаточно взрослого возраста, должно быть понятно, чего не надо делать, чтобы не получить ВИЧ-инфекцию».

В.В. Путин (на заседании президиума Государственного совета «О неотложных мерах по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»[xxviii]):

«Очевидно, что масштабы ВИЧ-инфекции оказывают негативное влияние и на демографическую ситуацию в стране. Особенно настораживает феминизация [эпидемии], что, в свою очередь, влечет за собой рождение зараженных СПИДом детей. Пока в России преобладает так называемая концентрированная эпидемия, сосредоточенная в нескольких группах риска. В то же время специалисты уже стали отмечать опасную тенденцию выхода инфекции за пределы этих групп. Такая тревожная ситуация требует адекватных мер реагирования, требует не созерцательного, а деятельного отношения, причем со стороны всего российского общества... Перед нами стоит более широкая задача – снизить до минимума темпы распространения СПИДа... Просветительская работа должна быть не только широкой и многоплановой, но главное – постоянной. Необходимо настойчиво и последовательно разъяснять людям, насколько опасна ВИЧ-инфекция и как высок сегодня риск заражения ею. Крайне важно вести профилактическую работу в уязвимых для СПИДа группах, так называемых группах риска».

Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), была создана в 2006 г. в соответствии с решениями президиума Госсовета «для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области предупреждения (профилактики) ВИЧ-инфекции и оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам»[xxix].

Заседания Комиссии должны проводиться не реже 2 раз в год, однако после декабря 2008 года сообщения о заседаниях Комиссии в открытой печати не публиковались.

5) Концепция профилактики ВИЧ в РФ 2011-2015 г.г.

Проект «Концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы», который разрабатывается Минздравсоцразвития, представлен на слушаниях в Общественной палате РФ 24 марта 2011 года по теме «Профилактика ВИЧ-инфекции в России: проблемы и перспективы»[xxx].

По результатам слушаний участники рекомендовали правительству РФ: «Предусмотреть широкое публичное обсуждение разрабатываемой «Концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также Плана мероприятий по реализации Концепции, предполагающее обеспечение учета предложений и мнений представителей медицинского сообщества, ученых, организаций, объединяющих лиц, живущих с ВИЧ, структур гражданского общества, включая предложения данных Рекомендаций. Для согласования текста Концепции сформировать рабочую группу с участием представителей Общественной палаты РФ, Государственной Думы, специалистов РАМН, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, общественных и медицинских организаций, в том числе из регионов с наиболее высоким уровнем пораженности ВИЧ-инфекцией».

В проекте национальной Концепции профилактики ВИЧ-инфекции в РФ большое значение придается таким мерам, как: размещение информационных материалов о здоровом образе жизни и доступных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в пределах распространяемой социальной рекламы; «воссоздание с использованием новых методов пропаганды положительного примера супружеской верности и семейных ценностей», «усиление роли православной церкви и других конфессий в деле профилактики ВИЧ-инфекции»; «утверждение лидирующей роли Российской Федерации в развитии современных профилактических программ и подходов стратегии сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции в странах СНГ»; «укрепление и развитие сотрудничества с зарубежными неправительственными организациями (НПО), методологические подходы и программы которых отвечают направлениям Концепции и не противоречат российскому законодательству».

В представленном проекте Концепции не содержится упоминания следующих ключевых стратегий и программ профилактики, рекомендованных агентствами ООН, реализация которых предусмотрена в рамках выполнения международных обязательств: поощрение ответственного сексуального поведения, включая расширение доступа к презервативам и стерильным инъекционным средствам; снижение ущерба, связанного с употреблением наркотиков; расширение доступа к службам психологической помощи и тестированию на добровольной основе; прежде всего, среди молодежи и т. д.

В проекте документа не описан механизм общественной экспертизы и участия, а также роль Странового координационного механизма по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД и туберкулеза в России, Правительственной комиссии, объединений законодателей и правозащитников, представителей негосударственного сектора в выборе программ, «отвечающих направлениям Концепции».

В прилагаемом к Концепции «Плане мероприятий по реализации концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» упор делается на информационную работу с общим населением через общедоступные информационные каналы, а профилактике в реально уязвимых группах, за счет которых и развивается эпидемия (ПИН, КСР, мигранты и т. д.), уделяется мало внимания.

6) Государственное финансирование в сфере профилактики ВИЧ

2010: В федеральном бюджете 2010 года средства, выделенные в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на мероприятия по противодействию ВИЧ-инфекции и гепатитам В и С в Российской Федерации, направлялись на закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов. Расходы на «мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C» в рамках нацпроекта не были обеспечены финансированием.

Из федерального бюджета в 2010 году были выделены субсидии НКО на осуществление мероприятий по «предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения и формирование ответственного отношения к лечению у ВИЧ-инфицированных», в размере 247 800 тыс. рублей[xxxi], на бесконкурсной основе были предоставлены Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»[xxxii] «на возмещение затрат, связанных с осуществлением школами пациентов, являющимися структурными подразделениями отделений Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», мероприятий, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией в субъектах Российской Федерации» (то есть фактически также на обеспечение нужд в связи с лечением ВИЧ-инфекции).

2011: В соответствии с утвержденным планом на 2011 год[xxxiii], в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» расходы Минздравсоцразвития России на мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B, C запланированы в размере 600 000 тыс. рублей, что составляет 3,4% от объема средств, предусмотренных на закупки лекарственных средств для лечения и тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С (17 635 022 тыс. рублей).

При этом, по информации с сайта Минздравсоцразвития России, извещения об аукционах на выполнение работ по реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С (5 лотов на общую сумму 600 000 тыс. рублей) будут размещаться в июне, контракты планируется заключить до конца августа, а проекты профилактики реализовать менее чем за 4 месяца — до 10 ноября 2011 года.

7) Роль гражданского общества в сфере профилактики ВИЧ

Отчет об «Исследовании российских региональных НКО, работающих в сфере ВИЧ/СПИДа, в получении поддержки и финансирования (бюджеты разных уровней, бизнес, благотворители) в 2009-2010 годах» представляет подробный анализ источников и механизмов предоставления финансовой поддержки 71 организация из 38 субъектов РФ и рекомендации по расширению доступности ресурсов для осуществления деятельности по противодействию ВИЧ-инфекции.

В России, на момент исследования, основным источником финансирования почти 50% российских региональных НКО, работающих в сфере ВИЧ/СПИДа, являются гранты Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФ), 27% составляют гранты других международных организаций и агентств системы ООН.

Если в 2009 году не получали финансирования 14% организаций, то в первом полугодии 2010 года таких организаций было уже 23%.

Если эта тенденция сохранится, то большинство организаций прекратят свою деятельность после прекращения финансирования со стороны Глобального Фонда.

В 2007-10 годах правительство России компенсировало расходы, связанные с финансированием проектов Глобального фонда на территории Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, в размере до 217 млн. долларов США.

На сегодняшний день финансирования, выделяемого из российских источников, недостаточно для устойчивой работы региональных НКО. Исследование показало, что 28% НКО получали финансирование из региональных и муниципальных источников, 14% финансировались из приоритетного национального проекта «Здоровье» и 3% - получали гранты в рамках конкурса Общественной палаты.

Несмотря на разнообразие государственных источников поддержки объем финансирования из этих источников значительно меньше, чем поддержка международных организаций, и недостаточен для устойчивой работы НКО и расширения охвата населения и уязвимых групп услугами в области ВИЧ/СПИДа.

Руководители организаций принявших участие в опросе, понимают риски, возникшие в связи с потенциальным отсутствием финансирования на ближайшие годы. Варианты тактики действий их организации следующие: устройство сотрудников в госучреждения (например, в Центр СПИД),  предоставление платных услуг,  уход части сотрудников или всей организации в коммерческий сектор, волонтерская деятельность без финансирования, отказ от системной работы организации - уход в более мелкоформатную деятельность, не требующую затрат, закрытие организации, надежда на поиск новых доноров

Ряд факторов препятствует устойчивости НКО и, как следствие, приводит к  снижению охвата уязвимых групп  профилактическими вмешательствами:

  • Завершаются проекты, которые являются основным источником финансирования организаций.
  • Завершение проектов Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией;
  • Затруднен механизм участия НКО в реализации работ ПНП «Здоровье». Механизм государственного заказа предполагает  возмещение большой части ресурсов уже после выполнения работ. Поэтому региональные НКО практически не имели возможности принять участие в конкурсе и последующей реализации работ по  государственному заказу на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С в рамках ПНП «Здоровье» (2006-2009);
  • Большинство региональных СПИД – сервисных НКО не могут претендовать на целевые субсидии, выделяемые государством на борьбу с ВИЧ – инфекцией. Государственная субсидия в области противодействия ВИЧ/СПИД в 2009-2010 годах была выделена Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" и соответственно не предусматривает финансовую поддержку других региональных НКО. Опыт взаимодействия с местным отделением Красного Креста в программах по ВИЧ/СПИДу имеет только 32% организаций, принявших участие в исследовании;
  • Существуют ограничения в получении местного финансирования.  Муниципальные и областные грантовые конкурсы, даже если они проводятся, предполагают незначительный  объем финансирования и не могут служить источником ресурсов, который позволит достигать значимого охвата профилактическими вмешательствами уязвимых групп. НКО практически не финансируются из региональных целевых программ противодействия ВИЧ-инфекции.
  • Международные источники становятся недоступны. Международные фонды снижают свою активность в плане предоставления средств российским организациям;
  • Практически отсутствуют российские благотворительные фонды, поддерживающие деятельность, направленную на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД;
  • 8) Полезные цитаты:

Мишель Сидибе, Исполнительный директор ЮНЭЙДС[xxxiv]: «Ваш регион преуспел в предотвращении передачи ВИЧ новорожденным. Вы должны стать первым регионом в мире, объявившем о полном искоренении передачи вируса от матери к ребенку к 2015 году. Теперь необходимо столько же энергии направить на предупреждение распространения ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков и их партнеров. Мы можем сделать это, используя научные данные, приняв необходимые законы и предотвращая стигматизацию и дискриминацию. Это невозможно сделать без программ снижения вреда и заместительной терапии, которые должны быть расширены в регионе».

Денис Брун, региональный директор ЮНЭЙДС для Европы и Центральной Азии[xxxv]: «ЮНЭЙДС беспокоит, что в некоторых странах профилактика ВИЧ сворачивается... На сегодняшний день единственное, что может противодействовать эпидемии, – это профилактика: информирование населения о путях передачи ВИЧ, безопасном сексе, средствах предупреждения инфекций, передающихся половым путем. Крайне важны программы, направленные на то, чтобы молодые люди вообще не употребляли наркотики, программы заместительной терапии для тех, кто потребляет инъекционные наркотики, чтобы потребители инъекционных наркотиков не инфицировались ВИЧ. Только увеличив масштабы профилактики среди таких групп, как гомосексуалисты, лица, вовлеченные в секс-бизнес, можно предупредить переход эпидемии на все население и остановить ее развитие.

В России, как и во всем регионе Восточной Европы, наблюдается быстрый рост ВИЧ-инфекции, передающейся половым путем. Речь идет о женах, подругах потребителей инъекционных наркотиков. Значит, необходимо вести профилактику и объяснять, как предохраняться от ВИЧ и среди этой группы... В Таиланде за несколько лет благодаря профилактическим программам, в частности, популяризации презервативов (что препятствовало передаче инфекции половым путем), распространенность ВИЧ среди молодых мужчин снизилась с 18 до 1%. В Эфиопии и ЮАР количество новых случаев ВИЧ сократилось более чем на 25%. Акцент делался на пропаганде безопасного сексуального поведения и сокращении количества половых партнеров. В Индии, где особое внимание уделялось уязвимым группам, секс-бизнесу, где в борьбу с эпидемией включились политические лидеры, число новых случаев инфекции уменьшилось более чем на 25%».

Министр здравоохранения и соцразвития Т.А. Голикова (из материалов совещания по реализации программы модернизации здравоохранения Москвы на 2011-2012 гг. 15 февраля 2011[xxxvi]): «Особая тема – это тема совершенствования медицинской помощи больным при социально значимых заболеваниях. Мы с вами неоднократно наблюдали ситуации, связанные с противотуберкулёзной службой в городе Москве и с состоянием учреждений. Материально-техническое состояние этих учреждений крайне низкое, они не способны в таком состоянии оказывать надлежащего качества медицинскую помощь. Я убедительно прошу правительство Москвы обратить на это особое внимание. Потому что мы фиксируем уровень посмертной диагностики туберкулёза в Москве в 1,8 раза выше, чем в Российской Федерации, – это очень серьёзный показатель.

Я хочу сказать, что у нас очень серьёзная ситуация с сочетанными заболеваниями, ВИЧ и туберкулёзом. Мы пока не имеем данных за 2010 год, но по 2009 году показатели очень нехорошие. У нас уровень заболеваемости туберкулёзом среди ВИЧ-инфицированных – в 74 раза выше, чем у остальных жителей. Это фантастические показатели. При наших возможностях и возможностях Москвы в 2009 году и нашей помощи, которая оказывалась из федерального бюджета, при всём при этом мы констатировали, что ни один ВИЧ-инфицированный больной не получил химиотерапию в 2009 году. Почему так произошло? Я не знаю».

Руководитель ФНМЦ СПИД В. Покровский[xxxvii]: «Сейчас на государственном уровне нет никакого механизма противодействия распространению ВИЧ-инфекции, вместо этого пустые разглагольствования о нравственном поведении и полное прекращение бюджетного финансирования профилактических мероприятий. Динамика заболеваемости в Западной Европе, где сейчас достигнуты внушительные результаты в ограничении распространения ВИЧ-инфекции, показывает, что профилактика – единственный действенный механизм, способный остановить эпидемию. Там очень серьезно подошли к предупреждению заражения не только в результате сексуальных контактов, но и через инъекционные наркотики, практически повсеместно (в крупных странах) введя заместительную терапию для наркоманов. Отдельная тема – презервативы. На днях даже Папа Римский Бенедикт XVI впервые в истории католической церкви публично признал, что презервативы действительно помогают предотвратить заражение ВИЧ и сохранить человеческие жизни. А в Москве на средства города проходит кампания «Безопасного секса не бывает». Люди, ответственные за распределение средств на профилактику ВИЧ-инфекции, на полном серьезе говорят, что в презервативах дырки и поэтому они бесполезны».

Справка подготовлена Ольгой Синицыной, независимым консультантом, по заказу фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» http://focus-media.ru/



[i] ФНМЦ СПИД 2011.

[ii] На 31 декабря 2010 г., по данным Федерального научно-методического центра СПИД (сообщенным на 1 марта 2011 г.): Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.». ФНМЦ СПИД, 2011. http://hivrussia.ru/files/stat/2010/spravka.doc

[iii] ФНМЦ СПИД, 2011: Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.». http://hivrussia.ru/files/stat/2010/spravka.doc

[iv] Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Отчетный период: январь 2008 года — декабрь 2009 года. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ЮНЭЙДС, 2010.

[v] По данным ФНМЦ СПИД на 31.12.2010: Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.».

По данным, представленным в Национальном докладе РФ для ССГАООН в 2010 за отчетный период: январь 2008 года-декабрь 2009 года, «за весь период наблюдения зарегистрировано 73 959 случаев смертей среди ВИЧ-инфицированных лиц (14,1% от всех больных)».

[vi] ФНМЦ СПИД 2011, справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.».

[vii] Нац.доклад РФ для ССГАООН, 2010.

[viii] Нац.доклад РФ для ССГАООН, 2010.

[ix] Ведущим путем распространения ВИЧ-инфекции в России продолжает оставаться инъекционное употребление наркотиков: 62% новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем по стране. — Нац. доклад РФ о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Отчетный период: январь 2008 года — декабрь 2009 года. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ЮНЭЙДС, 2010.

[x] Среди лиц, впервые выявленных в 2009 г., были инфицированы ВИЧ при гетеросексуальных контактах 35,9% (в  2008 г. – 34,9%, в 2007— 34,4%, в 2006 г. — 32,5%), а при употреблении наркотиков — 59,2% ВИЧ-позитивных, выявленных в 2010 г. (2009 г. – 61,1%, 2008 г. – 62,2%, 2007 г. – 62,5%, 2006 г. – 64,2%). В абсолютных цифрах за весь период наблюдения гетеросексуальные контакты как основной фактор риска заражения были указаны у 66 тыс. инфицированных ВИЧ, в последние годы отмечен рост абсолютного числа таких лиц. — ФНМЦ СПИД 2011, справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.».

[xi] ФНМЦ СПИД 2011, справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.». По данным ЮНЭЙДС, в мире более 35% ВИЧ-позитивных женщин были инфицированы ВИЧ-инфекцией в процессе совместного использования зараженного инъекционного инструментария и 50% женщин – в результате незащищенных половых контактов с ВИЧ-позитивными ПИН. — Доклад о глобальной эпидемии СПИДа. ЮНЭЙДС 2008.

[xii] ФНМЦ СПИД, 2011: Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.».

[xiii] Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Отчетный период: январь 2008 года - декабрь 2009 года. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ЮНЭЙДС, 2010.

[xiv] Министерство здравоохранения и социального развития РФ о пресс-конференции, посвященной ситуации с распространением ВИЧ/СПИД в России: «Сегодня отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом», 1 декабря 2010, http://www.minzdravsoc.ru/health/prevention/26.

[xv] По данным ФНМЦ СПИД, в 2000 г. на долю подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет приходилось 24,7% вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции, в 2009 году – лишь 2,9%, в 2010 году – 2,2%. В этой возрастной группе в тот же период наблюдалось и снижение абсолютного числа новых зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в 11 раз (с 14548 новых случаев ВИЧ-инфекции в 2000 г. до 1683 ВИЧ в 2009 г. и 1 294 в 2010 г.). В возрастной группе 20-30 лет доля таких случаев сократилась соответственно с 64,4% в 2004 году до 46,3% в 2009 году и 42,1% в 2010 г. (Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2010 г.»).

[xvi] ФНМЦ СПИД, 2011.

[xvii] Из Резолюции научно-практической конференции «25 лет борьбы с ВИЧ/СПИД в России», 9 декабря 2010 г. Российская Федерация, г. Суздаль Владимирской области, http://www.hivrussia.ru/pub/2011/01.shtml

[xviii] Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Отчетный период: январь 2008 года — декабрь 2009 года. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ЮНЭЙДС, 2010.

[xix] ВОЗ/ЮНЭЙДС «Достижения в ходе внедрения Дублинской декларации о партнерстве в борьбе с ВИЧ/СПИД в Европе и Центральной Азии». Краткий обзор политики. ВОЗ: 2008.

[xx] Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Отчетный период: январь 2008 года — декабрь 2009 года. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ЮНЭЙДС, 2010.

[xxi] ФНМЦ СПИД 2011

[xxii] Декларация тысячелетия (2000), Цель развития тысячелетия №6 «Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями» http://www.unaids.org/ru/AboutUNAIDS/Goals/MDG/default.asp

[xxiii] Инфекционные заболевания, передаваемые половым путем.

[xxiv] Москва, 13 сентября 2010 г.: http://premier.gov.ru/events/news/12158/.

[xxv] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.

[xxvi] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351.

[xxvii] Встреча с представителями общественных, академических и деловых кругов США в Кремниевой долине, 24 июня 2010 года: http://www.kremlin.ru/news/8160

[xxviii] Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О неотложных мерах по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации» 21 апреля 2006 года http://archive.kremlin.ru/text/appears/2006/04/104781.shtml

[xxix] Положение о Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2006 г. №608.

[xxx] «ВИЧ: непрерывная борьба». Общественная палата Российской Федерации. 25.03.2011: http://www.oprf.ru/newsblock/news/3828/chamber_news

[xxxi] Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

[xxxii] Постановление Правительства РФ №1079 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидии из федерального бюджета Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» на осуществление мероприятий, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией».  http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/277

[xxxiii] План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на 2011 год: http://www.minzdravsoc.ru/ministry/tenders/7/

[xxxiv] Из выступления на Региональном совещании по всеобщему доступу с участием 30 стран региона Европы и Центральной Азии, Киев, 17 марта 2011: http://unaids.ru/ru/presscenter/news/2011/03/296/.

[xxxv] «ВИЧ отступает, но не в России. Профилактика инфекции среди наркоманов сократилась почти вдвое». Независимая газета, 14 декабря 2010  http://www.ng.ru/health/2010-12-14/8_vich.html

[xxxvi] Совещание по реализации программы модернизации здравоохранения Москвы на 2011-2012 годы под председательством председателя правительства РФ В.В.Путин, с участием мэр Москвы C.С.Cобянина, министра здравоохранения и социального развития Т.А.Голиковой и др. http://www.premier.gov.ru/events/news/14146/;   http://mos.ru/press-center/transcripts/index.php?id_4=18052

[xxxvii] 1 декабря 2010, интервью газете «Время новостей» http://www.vremya.ru/2010/220/13/265692.html