Н.С. Хрущев в "Манежке"
Почему-то принято считать, что нынешнее распространение невежества и религиозности в России противоположно атеистическому и нерелигиозному СССР, где все поголовно читали и были образованы.
Что читали и как образованы, - не уточняется, приводятся цифры тиражей и количества выпускников институтов.
Почему же при такой всеобщей грамотности наследники огромной страны ударились в молитвенные стояния, неужели так сильно "нагрешили"?
Владимир Иванович Вернадский ещё в 1938 году знал ответы.
"Застой философской мысли у нас и переход ее в бесплодную схоластику и талмудизм, пышно на этом фоне расцветающие, являются прямым следствием такого положения дел.
Это, по существу, большое историческое явление было подготовлено в нашей стране исконным подчинением - неизменном при всех изменениях государственных форм - религии государству. Официальное православие в княжеской и в царской России подготовило почву сменившей его официальной философии, приобретшей яркий облик официальной религии со всеми ее последствиями."
Подробнее здесь (с раздела 150). Можно вспомнить потверждающие мысли Вернадского действия с генетикой, кибернетикой, огромные ресурсы, выделяемые на перевод и издания классиков марксизма-ленинизма на все языки мира огромными тиражами, запреты на издание и преподавание "вредных" философских и научных трудов по психологии, медицине, биологии и т.п. Постоянные попытки по сути безграмотных руководителей "научить" правильному видению "деятелей науки и культуры".
Фактически невежественные и глубоко верующие люди перешли в 1991 году из одной конфессии в другую, поменяв партбилет на крестик.
Поэтому и атеизм воспринимается многими как "другая вера", вера в нечто противоположное "богу", а не как другой способ мышления, свободный от догм и поклонения авторитетам, не как синоним свободомыслия.
Поэтому и тормозятся всевозможные модернизационные процессы в государственном устройстве России, ведь что модернизировать то? Государственную религию? Переодевание и перекрашивание это не модернизация. Это лишь смена туалета к следующему танцу...
Возникает справедливый вопрос, - а что такое сломали революционеры во главе с Лениным и Троцким в 1917 году? Какого зверя они победили?
Может быть просто стоит поменять систему образования на систему научения думать? Не образовывать в "хорошие науки" тупо верящее в высшее предопределение, а научить его думать, делать выбор собственный в соответствии с реальными данными, а не догмами, утвержденными съездами/соборами.
И ещё из того же источника, заключительные слова:
"В нашей стране и здесь научная мысль находится в положении, которое мешает правильной ее научной работе. В этом случае наша научная мысль сталкивается с обязательной философской догмой, с определенной философией, которая, как мы видели, не имеет устойчивого изложения. Эта догма, при отсутствии в нашей стране свободного научного и философского искания, при исключительной централизации в руках государственной власти предварительной цензуры и всех способов распространения научного знания - путем ли печати, или слова - признается обязательной для всех и проводится в жизнь всей силой государственной власти."