С легкостью пересекая границы разных государств земного шара, одна суперзнаменитая фотография бесконечно и медийно-зловредно воспроизводитсяна флагах, майках, стенах, банкнотах и так далее. Это портретное изображение не Альберта Эйнштейна, не Юрия Гагарина и даже не Мэрилин Монро. Самой цитируемой фотографией 20-го века считается та, на которой изображен команданте Че Гевара. Этот образ, как мечтательный символ борьбы за свободу, демонстрирует отнюдь не новую попытку человека: а именно попытку движения к лучшему.
Чей долгоиграющий образ ныне мог бы тотально и созидательно транслировать движение к лучшему в сознаниях индивидов? Канонические персонажи алтарей, легионы пришельцев из космических опер и ежедневно-доступные лица телеэкранов оспаривают друг у друга рейтинги популярности. Сегодня среднестатистический житель планеты испытывает депрессию, дискомфорт и анархические устремления в сложном соблазняющем мире. Точка опоры собственного эго колеблется в границах архаичных претензий и провокационных запросов. Собирая себя из готовых пазлов, которыми насыщена окружающая действительность, индивид уже только и пребывает в лесу указателей, маркеров, инструкций, правил пользования, справок и прочих вспомогателей независимо от того нужны они или нет. Хотя на выходе из указующего социального леса сохраняется все тот же индивид с чрезмерной архаичностью и низкой когнитивностью, но которому так важно быть востребованным, ибо рядом зеркалит соблазнительная картинка чьей-то соседней жизни. Уже неважно, что эта зеркалящая соблазняющая (или вызывающая отрицание) соседняя модель жизни находится непосредственно вокруг индивида, либо на экране, в мониторе, - она все равно рядом и призывает к конкуренции. И тогда формируется зона бифуркации, тот перекресток на котором индивид для защиты и востребованности своего мира повернет в любую сторону, как у кого получится… Чьи-то не только ноги, но и головы часто сворачивают, просторечно говоря, к экстремизму или к религии, или к ним обоюдно. Так вот с ними, с этими крайностями лучше, не встречаясь, уже попрощаться на развилке траекторий и устремиться к осознанию грандиозной объективности естественного хода вещей. Именно этот образ, не персоны, не личности, но объективный образ естественного мира, в который погружены все социальные связи и создаваемые технологии, - и будет влекущим образом, посылом движения к лучшему для следующих поколений.
Имидж календарного Созигена потерян в тысячелетиях, но его планетарное творение и доныне служит населениям Земли с непреходящим успехом. Календарь, который Созиген- египетский жрец сконструировал для Юлия Цезаря, интимно и тотально заполняет наши сознания на протяжении жизни. Последующие реформаторы календаря лишь вносили нетрудные поправки в первичную концепцию Созигена, его имя и должен бы объективно носить гражданский календарь, но здесь опять переползает дорогу религия, внося свои имена. Календарные метаморфозы глубоко влияют на мироустройство социума, не важно - замечает ли сам социум это влияние или нет. Старт-ап цивилизаций строил протоорганизацию существования на естественных явлениях окружающей среды и смены времен года. В современном глобальном гиперсоциуме эти неизменные, относительно нас, небесные хронометры продолжают играть свою доминантную роль, но более того изощренные методы наблюдения неба сверхчувствительными приборами позволяют выйти за порог видимых невооруженным глазом светил и назначить эталоном измерения времени такие далекие объекты как пульсары – тип нейтронных звёзд с высокостабильной частотой. Если древний человек был удовлетворен течением времён в интервал от одного утра до другого и от нынешнего созревания плодов до следующего созревания, то современному человеку для выстраивания его сложноорганизованного существования нужна атомная секунда суперточных цезиевых часов и непредставимо-грандиозный галактический год, где в глубинах космоса, в мегамирах интервалы времён абсолютно застывают для земного наблюдателя в их колоссальных трансформациях вещества.
Всеобщность планетарного календаря не исключает его интимного потребления для каждого, где каждый отдельный индивид вступает в ранимо-близкие отношения с Временем. И здесь ежедневные смыслы оказываются той пафосно-защитной оболочкой, значение которой преувеличить невозможно. По Третьей планеты бродят разнообразные проекты с реформами календаря. К счастью, они основываются на астрофизической платформе, а не на религиозной мифологии. Также действительный интерес представляют гипотетические календари не только для планеты Земля, но и для других тел Солнечной системы, в первую очередь для Луны и для Марса, даже если пока они актуальны только для космических аппаратов. Искусство и ранее, и ныне бесконечно иллюстрировало всевозможные календари, но, похоже, никогда не претендовало на создание календарной концепции от имени искусства. В таких условиях Люкс-Календарь пытается выйти на плотно-эксплуатируемую орбиту смыслов, выдвигая собственные накопительные позиции арт-феномена.
Линор Линза. Арт-объект1. 2012
Люкс-Календарь есть продолжающееся произведение искусствав пространстве и времени. Структура календарного концепта предлагает отказ от предыдущих хронологий, формирование 4-летнего арт-периода, трансформированный пакет праздников, безрелигиозное поле смыслов, учитывающее естественный ход вещей и возрастающие изменения сознания.
К сожалению, планетарная философия естественного хода вещей до сих пор остается в смыслообразующей тени. Создавая реальность от новейших технологий до новейших теорий или совсем наоборот, мировое сообщество впадает в историческое противоречие использования устаревшего времени. Отвергая факты полезности, потоки информации и смыслы прошлых эпох, человечество продолжает инерционное употребление отработанной хронологии. Линия исторического времени исходит от точки отсчета, которая исчерпала свой ресурс качества и не является актуальной для объединенных планетарных масс. Эксплуатация пространства земного шара крайне упростилась и не представляет никакой сложности передвижения и транспортировки из одного места планеты в другое. А научпоп вовсю полемизирует о пока фантазийных типах перемещений вроде квантовой телепортации или туннельных скачках внутри кротовых нор между звездами и временами. Но окружающеепространство земного шара становится все более тесным для современного земного субъекта, и тем более тесным для субъекта футуристического.
А потому, когда нашей реальностью три пространственные координаты планеты Земля востребованы и осваиваются до максимума, то четвертая координата времени, которая традиционно наиболее соотносится с физикой, остается менее разработанной и менее используется земным субъектом. Люкс-Календарь предлагает идеоделически (от слова – идеоделия) более корректное использование всех 4-х координат нашей реальности. Время, как самая ускользающая в познании составляющая, конечно, имеет множество проявлений себя и содержаний себя. Энергетическая вариативность времени различна и множественна. Физика, астрофизика, геология, биология, психология – каждая их этих наук предоставит свой шанс и аргументацию познания времени.
И здесь Люкс-Календарь имеет Время как Вечность. Таким образом, Люкс-Календарь рассматривает категорию времени как Время-Есть. Время просто есть. Никуда не течет река времени – которой нет, никуда не направляется стрела времени – за отсутствием этой стрелы и направления, и Время не движется из прошлого в будущее, оно просто есть.И лишь сознание человека имеет формы приложения времени, такие как Прошлое и Будущее. Эти дополнения создает лишь включенное сознание, неодушевленный мир не нуждается в развернутых иерархиях Времени. Но эти подчинения подтверждают вечную тему, что Время-Есть. Люкс-Календарь размышляет и осуществляется только во Времени-Есть.
Итак, Люкс-Календарь допускает, что Время – это не однонаправленная стрела, не последовательно-текущая река, а, например… стоянка, невообразимо-грандиозная стоянка, где оптимальные события паркуются сообразно зловещим обстоятельствам. Это как угодно вечно-развернутая мультидоменная парковка для пространств, процессов, событий и фактов. Скорость, длительность, темпоральность, хрональность, биосигнальность и т.д. – эти известные свойства лишь обнаруживают Время, лишь указывают на то, что Время-Есть. Скорее, основным свойством Времени является его ускользание. Ускользание Времени демонстрирует иррациональную доминанту его сущности. Только иррациональность является подлинным качеством Времени, все остальное лишь транзитная комплектация.
На планете Земля имеется собственное объективное явление, демонстрирующее иррациональность Времени – это исключительная календарная дата – 29-е Февраля. Эта дата (или перенос ее содержания на любое другое число календаря) показывает нам ускользание хвоста планетарного времени. Любой календарь вынужден будет применять те или иные аппроксимации и урегулирования относительно планетарного времени, чтобы смоделировать приемлемый для ежедневного использования календарный стандарт. Счет годов Люкс-Календаря подчиняется не только годичному солнечному циклу, но и 4-летнему циклу високосного года. Собственно основу арт-периода составляют 4 года с впередистоящим високосным годом. Соответственно, 29 Февраля, являясь иррациональной плотностью времени, как уникальный День, становится центральным праздником Земли, отражая в себе неопознанность психики земного субъекта.29 Февраля – это такой уникальный День, что праздничность его очевидна безо всякой констатации факта. В данном проекте это календарная константа, – непреодолимая, как и скорость света. Как известно, сейчас период вращения Земли – или звездные сутки – равен 23 часам 56 минутам 04 секундам с остатком, который колеблется в атомных секундах, соскакивая туда-сюда даже при землетрясениях. Окружающая обыденность не наблюдает астрономических подробностей времени, и лишь накопитель 366 Дня позволяет нам удивиться этой феноменальности.
Линор Линза. Арт-объект2. 2012
Те отдельные сообщества, которые исторически уже как-то выделяли 29 Февраля в соответствии со своими запросами, могут сохранить эти автономные фрагменты среди планетарного величия объема Времени, накопленного в этот исключительный День.
Следуя натуральной эстетике окружающего мира, Люкс-Календарь, естественно, имеет в реестре ежегодных праздников дни равноденствий и солнцестояний, которые превращены в метафорические отражатели новейших тенденций бытия. Допустимыми включениями сюда могут быть этно-фолковые заслуги размышлений древних народов на эту тему. А также будет извлечено много психоделической смысловой пользы, если футуристические правительства объединенной планеты будут официально использовать эти органичные планетарные явления высокого качества для праздничных целей следующего человечества. Сегодня более, чем идеологическая важна психоделическая организация общества. А национальная идея должна вырастать из планетарного и геокосмического мироощущения.
Попутно централизации 29 Февраля как основного планетарного праздника, Люкс- Календарь избирает новейшую точку отсчета своей хронологии, которая становится арт-хронологией. Только календарное произведение искусства может позволить себе свободу отказа от предыдущих хронологий. Если, например, трудные экологические ситуации все же имеют некий круговорот, а значит, способны хотя бы на дозированный сброс паразитирующего загрязнения системы, то такая условность, как поток исторического времени, понятно, является необратимым процессом и фактически заблокирована для забора очищения текущей собственности. Отсюда следует, что обыденные сознания, которые сейчас потенциальны,постоянно находятся в чрезвычайно загрязненном и даже ядовитом временном потоке, перманентно использующемся в одном направлении. Скачок, совершенный от прежних хронологий в объем космической эры, создаст благоприятный техно-психический импульс расторможения времени для накопления положительной энергетической задачи.
Если говорить о новой точке отсчета исторического времени, то дата преодоления земной гравитации и стремление человечества в глубины Космоса представляется наиболее предпочтительной для смещения хронологии. Запуск первого искусственного спутника (1957), первый полет человека в Космос (1961) и первая высадка людей на Луну (1969) – вот абсолютно новые события в истории планетарных масс. Потому 1957 год становится нулевым годом (началом!) хронологии Люкс-Календаря, где индексы обозначения 4-летних чередующихся арт-периодов имеют названия: Cosmo, Psy, Info,Tempo. Соответственно выражая почтениеследующим категориям нашего современного существования: пространство-психика-информация-время. Стратегическая эстетика арт-хронологии имеет явные футуристические ресурсы и преимущества новизны. Эстетика всегда присутствует в любом осуществлении и материализации различных эволюционных свершений человечества и в частных случаях, и в суммарных исходах, не говоря уже о естественном окружающем нас мире природы любого типа. И, понятно, что ни одно мыслящее существо не способно отречься от Вечной Красоты Мира, эстетическая потребность в которой сегодня и всегда была и будет необходимостью. Люкс-Календарь учитывает это интуитивное предпочтение и настаивает на хронологии как арт-хронологии.
Там, где социальность неподвижна, зов утопии остается проникающим и гибким. Так, утопично Люкс-Календарь получает случайную вероятность реформирования данной реальности, фокусируя концепцию на естественных основах мира, на эстетических превращениях вещества, на приключенческих парадоксальностях нашей жизни, которая актуальна не длительностью, а значительностью переживаний и дел.
Постмодернизм оккупировал ежедневный уклад землян, проник или проникает почти все творимые направления социальности. И нередко психовозбудимости заполнены не искренней пассионарностью, а имитациями патриотизма, религиозности, культурности. Сфера образования в свете чрезмерных извинений нынешней власти перед церковью за власть предыдущую заходит слишком далеко, пытаясь внедрить в школы одну из форм религий. Когда более целесообразно просто ввести общую историю религий как предмет знакомства с каждой из основных религий для культурного ориентирования.
Известный физик, нобелевский лауреат Стивен Вайнберг оказал глубокое влияние на квантовую физику, разрабатывая формализм слабых взаимодействий. Являясь таким же глубоким и последовательным атеистом,-увы, Стивен Вайнберг не может оказать такого же влияния на печаль среды со смрадными брожениями религий. Здесь щитом и оружием может быть только эстетика. А именно эстетика естественного хода вещей. Объективный мир и ничего больше. Грандиозный, невероятный, парадоксальный, но объективный мир.
Человеку следующих поколений лучше всего оглянуться вокруг и ощутить себя философской ценностью среди движений естественного мира. Придать невесомость созерцания своим внутренним запросам, которые, таким образом, сформируют верную целенаправленность ожиданий. Красота планетарной реальности, хранящая наши бесконечно многосложные индивидуальные ротации существования - вот это и есть свобода! – чье могущество истинно.
Не образы персоналий экранов и алтарей, а потрясающе-объективный образ естественного мира, в который матрешечно вложены технологии ноосферы, будет все более интимно проникать сознания следующих поколений. Источником моральных ценностей в дальнейшем развороте человечества окажется философско-эстетический компонент мира. Церковь может остаться лишь уголком частной жизни для любителей. Потому из имеющихся церковных построек, допустим, на территории России для обрядовых нужд, для интерактивных религиозных ритуалов - церкви можно предоставить 30-40 процентов. Оставшиеся 60-70 процентов церковной архитектуры следует приспособить под культурные объекты размышляюще-созерцательного характера. Колокольни использовать как места проведения концертов и лекций. Сами церкви, добавив прозрачность архитектуре, сделать смотровыми площадками, башнями наблюдений, где человек будет осознавать собственно себя на перекрестке миров. Соборы и церкви, имея архитектурную значимость в пространстве российских городов могли бы получить философский контекст использования для всех наций России. Форумы для размышлений в планетарном ландшафте, гиперверанды для созерцания светил и небесных масс – вот достойное применение церковной архитектуры, регулирующее надежды и ожидания различных наций государства.
Процессы планеты Земля среди космоса – это единственно истинные ресурсы для всех национальностей с любыми внутренними потоками сознаний и различием традиций. Человечеству пора оставить подростковую беспечность и со строгой восторженностью осознать объединяющее великолепие естественного мира вокруг, где он - человек -является философским центром управления. Мозг человека отражает, фиксирует и анализирует все явления природы, на чем настаивала еще античная философия. Потому следующие поколения, преодолевая анархическую разбалансированность и небрежные запросы, должны удалиться от тяжелых идеологий к более тонким импульсам осознанности собственной философской ценности внутри объективного планетарного мира.
Эти когнитивные установки являются концептообразующими в произведении искусства Люкс-Календарь, который продолжается в пространстве и времени. Итак, Люкс-Календарь как эстетический посыл наращивает многосложные смыслы нашего существования через несколько активов концептуального искусства. В первую очередь это текст, заявляемый в арт-книгах, далее – концепт-объекты, арт-вещи, перформансы и другое, образуемое из конкретных обстоятельств, в том числе и из данного случая.
Некоторые влияния
Веб-ресурсы:
1. Время,›Время
2. Записки Атеиста: Стивен Вайнберг, , http://www.youtube.com/watch?v=t9ivwX4tS94
3. Институт исследования времени, http://www.chronos.msu.ru/
4. Календарь ›Календарь
Тексты:
1. Кудер П. Календарь (М, Астрель, 2004, перевод В.Б. Шабаевой с фр. издания “Lecalendrier”)
2. Линор Линза / LenoreLinza.366 / 1461 Специальный Арт-Трактат
366 / 1461 Special Art-Treatise (Петербург, 54info/2012)
3. ЛинорЛинза / Lenore Linza.Люкс-Календарь / Lux-Calendar(Петербург, 55cosmo/2012)
4. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология (М, 2010)
6. Сурдин В.Г. (редактор –составитель) Астрономия: век 21 (Фрязино, 2007)
7. Темпоральный мир, сборник научных статей (Новосибирск, 2010)
8. Физика космоса (М, “Советская Энциклопедия”, 1986)
9. Циолковский К.Э. Космическая философия (М, Сфера, 2004)
10.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса (Ассоциация “Калуга - Марс”, 1924)
Другое:
1. Брайан Грин, Филип Гласс и дуэт художников Al+Al. Икар на краю времени, научная медиа-опера, представлена в Москве (США, 2011)
2. Капица С.П. телепрограмма ”Очевидное-невероятное”
Линор Линза
концепт-художник, Петербург