Как известно, все христиане, независимо от принадлежности к какой-либо конфессии, считают Новый Завет Священным писанием, т.е. текстом, созданным вдохновением самого Бога для руководства всеми сторонами жизни людей. В четырех канонических евангелиях, посланиях апостола Павла, книге Деяний апостолов и Апокалипсисе Иоанна Богослова, по убеждению христианских авторитетов, содержится вечная и неоспоримая истина о мироздании и человеческой жизни. Таково было основополагающее постановление так называемого Вселенского собора епископов— глав христианских общин в 4 веке н.э., в городе Нике, положившее начало единой римской христианской церкви. И хотя за прошедшие века в церковной жизни произошло много изменений, расколов и реформ, всегда в христианских общинах и организациях сохранялось убеждение (догмат) о непререкаемой истинности Нового Завета и его божественном происхождении. Между тем, известно и то, что ни одно сочинение Нового Завета не сохранилось в авторской рукописи; все известные нам евангелия, послания и другие части этой книги представляют собой копии с копий, оригиналы которых утрачены. Ни один исследователь Нового Завета, будь то богослов, агностик или атеист, не имеет возможности сравнить современный текст Нового Завета с оригинальным авторским. В отсутствие подлинных рукописей невозможно доказать принадлежность этих произведений апостолам Матфею, Луке, Иоанну, Марку и Павлу, авторство которых традиционно отстаивают христианские руководители. Проповедники христианства в течение многих столетий бездоказательно учили и утверждают до сих пор, что Священное писание в точности передано нам отцами церкви, якобы принявшими его от святых апостолов. Простые верующие, как правило, вынуждены брать на веру их учение, в том числе постулат о подлинности Нового Завета и об авторах новозаветных сочинений. Любые сомнения в этом важном вопросе в прежние времена рассматривались как ересь и сурово карались церковью при помощи государственной власти (инквизиция, церковные суды и т.п.).
Почему же до нас не дошли подлинные авторские рукописи НЗ? Может быть, их уничтожили враги христиан? Или они сгорели на пожаре? Или истлели от ветхости? Или были кем-то украдены? Все эти причины могли иметь место на извилистых путях истории. Но если бы для Бога Новый Завет в действительности был тем священным вероучительным документом огромной важности, каким его всегда считали христиане, то утрата этих рукописных подлинников стала бы совершенно невозможной: они находились бы под защитой высшей божественной силы, которая сохраняла бы рукописи при любых обстоятельствах. И тогда чудесное нетленное существование евангелий могло стать неопровержимым доказательством их божественной сущности. Но, увы, все первоисточники текстов Нового завета бесследно исчезли…
Защитники подлинности НЗ могут возразить: ведь иногда древние тексты находят и через тысячелетия после их создания, как это случилось с рукописями в пещерах местности Кумран в Израиле. Там случайно обнаружили в конце 1940-х годов много манускриптов древних евреев с фрагментами из Ветхого завета в разных вариантах. Значит, когда-нибудь чудесным образом могут быть найдены и подлинные писания Матфея или Луки и другие произведения Нового Завета. Эту утешительную версию нам придется отклонить. Дело в том, что именно кумранские рукописи свидетельствуют о существовании в древней Иудее религиозной общины ессеев, чья идеология представляет собой переходный этап от иудаизма к христианству. Изучение специалистами рукописей Мертвого моря, как их иногда называют, показывает, что в начале нашей эры в Иудее происходило духовное брожение, вызванное тяжелыми условиями жизни народа под властью Рима. Внутри пораженного кризисом античного мира вызревала новая религия, позволявшая угнетенному народу найти утешение от тягот жизни в христианских иллюзиях, в ожидании божественного посланца — Христа, который, по верованиям угнетенных, избавит мир от царящей в нем несправедливости. Для обоснования этой веры ее приверженцы сочинили большое количество текстов — евангелий, посланий, книг эсхатологического содержания (содержащих пророчества о близком конце греховного мира) и т.п. Малая часть их, отобранная произвольно так называемыми отцами церкви, составила Новый Завет — священное писание христиан. Остальные сочинения были отвергнуты церковными лидерами и причислены к жанру апокрифов, или тайных писаний. Причем, эти апокрифические тексты подвергались уничтожению по приказу церковных властей, чтобы исключить их использование в церковной практике (впрочем, некоторые из них всё же сохранились, например, Евангелие от Петра). Так что обнаружение в будущем подлинных сочинений евангельских Матфея, Луки и др. явно невозможно.
Некоторые недальновидные люди недооценивают значение подлинных авторских рукописей Нового Завета. Рассуждают так: «Если миллионы христиан во всем мире в течение веков считали и считают до сих пор известный текст Нового Завета подлинным и боговдохновенным, то это и есть доказательство его точности и верности первоначальным авторским текстам». Нетрудно понять шаткость такой позиции. Как известно, христианство в начале его существования в качестве государственной религии насаждалось в обществе силой тогдашней власти, римской императорской, а потом властью королей германских племен, захвативших территорию Европы. Так же было и в Киевской Руси. В русской летописи «Повесть временных лет» рассказывается о насильственном крещении жителей Киева князем Владимиром в десятом веке (988г.). Традиционные верования народов усилиями власти вытеснялись и запрещались под страхом смерти. Постепенно люди вынужденно подчинились власти и стали поклоняться Христу, как этого требовала правящая церковь (при этом сохранили в быту множество старых языческих обрядов, таких, как гадание, колядование и почитание мертвых предков).
Но читать Библию простые христиане в массе стали только в 17 веке и позднее ( до этого они слышали только церковные проповеди, основанные на произвольных прочтениях и вольных переводах из Библии). А в нашей стране русский перевод Библии появился только в конце 19 века. Другой духовной пищи у христиан не было и не могло быть по социальным условиям того времени. Свои мечты о лучшей жизни им приходилось облекать в словесные формулы христианства. В это же время зародилась и научная критика Библии, а французское Просвещение в 18 веке развернуло настоящую борьбу против всей системы христианской религии и морали, оправдывавшей любое угнетение людей властью. Поклонение Новому Завету как священному писанию было тогда отнюдь не единодушным. Многие мыслящие люди, начиная со Спинозы и других творческих личностей эпохи Просвещения, сомневались в подлинности евангелий и других частей Нового Завета. Количество таких сомневающихся особенно увеличилось в 19 веке, когда в образованном обществе стран Европы многие уже открыто отвергали Библию с ее невероятными фантазиями и чудесами. Не составляли исключения и русские интеллигенты, также порывавшие с религией предков и становившиеся атеистами или агностиками (Чернышевский, Толстой, Лесков, Чехов, Горький и др.).
Сейчас власти России и других бывших социалистических стран вновь навязывают обществу церковь и религию. Почему-то считают (глубоко ошибочно), что это способствует улучшению нравственности. Зная из социологии и психологии, да и просто из наблюдений, насколько подвержены внушениям массированной телерадиопропаганды простые малообразованные люди, мы не удивляемся тому, что они некритично относятся к вопросу о подлинности Нового Завета, принимают на веру всё, что вещают священники и им подобные проповедники. Распространенность заблуждений — не доказательство их правоты, а только свидетельство сильного влияния пропагандистской обработки общественного мнения.
Церковники всегда уклонялись от серьезного обсуждения вопроса о судьбе подлинников Нового Завета. Они обычно отделываются расхожими словами-штампами: Господь якобы не хочет, чтобы грешные люди прочитали эти сакральные авторские тексты. Обсуждать волю Господа, по их уверению, бесполезно и недопустимо. На самом деле им просто нечего возразить против того очевидного факта, что первоначальные тексты всех новозаветныхпроизведенийбезвозвратно потеряны, а вместе с ними утрачена сама принципиальная возможность доказать аутентичность (соответствие авторскому замыслу) современного состава христианской Библии.
Утрата подлинников показывает, что эти сочинения древних христиан – не божественного, а обычного человеческого происхождения. Все произведения Нового Завета (как, впрочем, и Ветхого) являются историческими документами, повествующими о жизни, стремлениях, отношениях и особенно фантазиях наших далеких предков. Как показали исследования библейской критики 18-21 веков, в них, кроме описания реальных событий (сильно искаженных в силу разных причин), содержится много мифологического материала, подобного тому, что использовался в народных сказках и эпических песнях древности. Это обстоятельство указывает на человеческое, а вовсе не божественное происхождение Библии и всех религиозных учений, основанных на ней -- иудейских, христианских и мусульманских.
Аркадий Цоглин,
г. Саратов