Президенту Российской Федерации В.В.Путину Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву Мэру г. Москва С.С.Собянину
В связи с обострившейся общественной обстановкой в г.Москве и России, а также в связи с экспансией религиозных организаций в институты гражданского общества и государства, считаем необходимым укрепить основы светского государства. В соответствии с Конституцией РФ предлагаем построить в г.Москва и в 2013-2015 годах в соответствии с планами Президента и Правительства РФ на модернизацию экономики и общественной жизни, 200-600 досуговых научно-образовательных и спортивных комплексов для семейного отдыха, детского и юношеского воспитания и образования, комплексного полноценного развития личности, закладывания основ творческого и прогрессивного мышления.
Предварительно провести конкурс на лучшее архитектурно-планировочное решение, включающее в себя: - зал на 200-500 мест для проведения собраний, чтения лекций, устройства диспутов, просмотра кино и видеофильмов - спортивный зал - кафе здоровой пищи, с бесплатным доступом в интернет - танцпол - кружки и секции по интересам (техника, информатика, зоология, природоведение, краеведение и пр,) - необходимое оборудование для проведения референдумов и голосований по проблемам общественной жизни, местного благоустройства и строительства
Приз за первое место определить в сумме 1 000 000 рублей.
Считаем, что только развитие образованного человека может послужить основой инновационной и развивающейся экономики. Самый лучший вклад ресурсов – вклад в человека, развитие его возможностей, улучшение условий его существования, повышение уровня развития.
Досуговые центры послужат укреплению семьи и общественных связей, нивелированию религиозных и национальных противоречий.
Выражаем надежду, что подобные проекты станут образцами для строительства по всей России и бывших странах СССР и заложат основы действительно гражданского общества и демократических институтов.
Ответственность за проведение конкурсов, строительство и эксплуатацию досуговых центров возложить на органы местного самоуправления и выделить необходимые средства.
Считаем, что все здравомыслящие и трезвые люди России подпишут настоящее обращение.
Партия Россия Без Мракобесия Атеистическое Общество Москвы (АТОМ) Фонд «Здравомыслие»
За последний год ситуация в стране сильно изменилась. Де-факто возникло религиозное правосудие, карающее не за гражданские преступления, а за преступления против веры; религия проникает в школу, детские сады, армию, на федеральные каналы. Складывается ощущение, что власть намерена навязать современному обществу религиозное мировоззрение в качестве базовой идеологии.
Это противоречит не только конституции страны, но и всем тем мировым тенденциям, которые наблюдаются в мире со времен промышленной революции и начала демографического перехода. И по сути отбрасывает страну с дороги прогресса. А значит, представляет угрозу для ее целостности и внутреннего мира.
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона
№ 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (далее – законопроект).
При подготовке заключения были учтены предложения и замечания органов государственной власти, правозащитников, профильных экспертов, лидеров различных религиозных организаций и представителей гражданского общества.
Общественная палата Российской Федерации, поддерживая позицию государства о необходимости решения вопроса, связанного с ужесточением наказания за оскорбление религиозных чувств граждан, в то же время отмечает, что подход к достижению заявленной цели в рамкахвнесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) представляется не обоснованным по следующим основаниям:
1. Предлагаемый законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами.
В соответствии с положениями статьи 1 данного законопроекта предполагается дополнить УК РФ статьей 243.1, согласно которой публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, подлежат уголовной ответственности.
Наряду с этим ответственности подлежит осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест).
Юридический анализ данной нормы показывает, что согласно предлагаемым нововведениям караться будет только публичное оскорбление религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Между тем действующее законодательство не раскрывает понятие такой дефиниции, как неотъемлемая часть исторического наследия народов России. Следует особо отметить, что на сегодняшний день и учёные-религиоведы расходятся в понимании того, какие именно религии России являются частью исторического наследия.
В случае принятия данного законопроекта часть граждан будет выведена из-под защиты уголовного закона и окажется дискриминируемой.
Таким образом, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, положения законопроекта вступают в прямое противоречие со статьей 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, а граждане согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равны перед законом независимо от отношения к религии.
Аналогичная линия проводится в нормах международного права, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются частью российской правовой системы и имеют приоритет над нормами законодательства.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Законопроект вызывает нарекания с точки зрения юридической техники и согласованности с действующим законодательством.
Следует особо отметить, что состав преступления, содержащийся в проекте упомянутой нормы закона, практически полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, которая предусматривает ответственность за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии и содержит весьма суровые санкции вплоть до пяти лет лишения свободы.
Введение в УК РФ новой статьи, аналогичной уже имеющейся, приведет к необоснованному утяжелению данного правового акта.
3. Законопроект содержит юридически неопределённую терминологию.
В частности, в законопроекте содержатся такие юридически неопределённые термины и понятия, как:
«религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»;
«религиозные убеждения и чувства граждан»;
«унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний».
Использование юридически неопределённых понятий и терминов создаёт условия для неоднозначной их трактовки и применения, что, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, может способствовать совершению коррупционных правонарушений.
Согласно пункту «в» части 4 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в данной норме законопроекта употреблены неустоявшиеся, двусмысленные термины, а также содержатся неопределенные требования к гражданам и организациям, что соответствует такому коррупциогенному фактору, как юридико-лингвистическая неопределенность.
Кроме того, в диспозиции статьи законодателем необоснованно сужено понятие религиозных объединений, защищенных данной нормой, а именно: «религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», что, согласно пункту «в» части 3 Методики содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав, дающий возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Таким образом, полагаем, что внесение изменений в УК РФ в представленной редакции создаст предпосылки для подрыва авторитета органов государственной власти, а также тех религиозных объединений, которые получат преимущественное право на защиту. Представляется, что предлагаемые нововведения не только не уберегут общество от религиозного противостояния, но, наоборот, в определённых обстоятельствах будут его провоцировать.
Вместе с тем, Общественная палата Российской Федерации считает обоснованным предлагаемое экспертируемым законопроектом внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера штрафов, накладываемых на граждан и должностных лиц за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
На основании изложенного, Общественная палата Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» в предложенной редакции и полагает, что концепция законопроекта нуждается в существенной доработке с учетом высказанных замечаний.