Беседа МИХАИЛА БАРАНОВА С ДЕТСКИМ ПСИХОЛОГОМ ВЛАДИМИРОМ РОСЛОВЫМ
13.02.2013
отредактированная версия видеобеседы
М.Б.
Здравствуйте. Текущие события не дают нам уйти от детской темы. Вопросы воспитания и будущего наших детей продолжают волновать общество и являются неоспоримым фактом, что на это поле в нашей стране пытаются влиять люди с сознанием бога в собственной душе, как их проще назвать – верующие.
Сегодня их многочисленные группы влияния даже конкурируют между собой в попытках доминирования преподавания своей идеологии в светских образовательных учреждениях. Основы православной или там исламской культуры… ну кажется чего уж плохого, если наш ребёнок научится от верующих быть, скажем, внимательным к окружающим, почтению к родителям, и вообще, станет счастливым и жизнерадостным человеком. Но так ли это на самом деле?
Об этом в нашей студии мы хотим поговорить с детским психологом Владимиром Андреевичем Рословым.
Ну, нам с Вами, взрослым, дозволено играться по слову Высоцкого: «кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса», а каковы вероятные последствия увлечения детьми религиозной практикой? Я имею в виду не редкое и бессознательное посещение храма с горящими свечами и приятным запахом ладана, а подражание жизни воцерковлённых взрослых.
В. Р.
Во-первых, бесследно ничего не проходит. Так или иначе, впечатления сохраняются. И в какой-то момент вдруг, как говорят психологи, актуализируются. А дети, мы знаем, много впечатлительней взрослых. Они живут эмоциями. И церковная жизнь строится на том, чтобы овладеть эмоциональной сферой человека. Происходит это часто в ущерб развитию других психических качеств. Педагогика же, светское воспитание стремятся к тому, чтобы человек развивался гармонично и усваивал мир во всём его многообразии. Понятно, что ребёнок, которого ограничивают в полноценном развитии, изолируют от естественных условий, в которых развиваются другие дети, со временем всё больше и больше будет отставать и эмоционально, и интеллектуально от своих сверстников. Это невосполнимые потери. Возникают особые виды запущенности, называемые педагогической и социальной. Их компенсация представляется, с педагогической и психологической точек зрения, весьма затруднительным делом. Известно, что физическое и психическое состояние человека находится в возрастной зависимости. И если он чего-то недополучил в одном возрасте, в другое время этого уже не удаётся получить.
Советская школа руководствовалась, а теперь и российская школа руководствуется учением выдающегося отечественного психолога Льва Семёновича Выготского о «зоне ближайшего развития ребёнка». Согласно этому учению, успешная реализация индивидуального потенциала происходит лишь при условии учёта физиологических и психических возможностей подрастающего организма. Развитие или личностный рост выступает как изменение и интеграция внутренних процессов в направлении целостностного усвоения мира. Однобокое религиозное воспитание, да ещё приправленное той или иной долей суеверия, разрушает целостность личности и ведёт к серьёзнейшим проблемам в её социализации. Это в самом общем плане, а конкретно нужно говорить по каждому человеку, в своём жизненном опыте рано столкнувшемся с религией. Все люди несчастны по-своему. И болеем мы по-разному, каких бы общих диагнозов нам ни ставили врачи психологи.
М.Б.
Какие изменения в детском сознании могут произойти от молитвенной практики?
В.Р.
Возможные изменения я бы рассматривал в контексте социально-культурной среды, в которой находится тот или иной ребёнок. Одно дело, если в его семье принято каждый приём пищи сопровождать короткой молитвой и малышу остаётся только повторять про себя действия взрослых, и другое, когда молитва ставится единственным путём решения жизненных проблем. Молитва – важнейший элемент религиозного сознания. Научи, говорят, дурака молиться – он и лоб расшибёт. И не только дурака. Очень многие люди в стремлении добиться того или иного успеха все свои силы тратят на молитвы, вместо того, чтобы направить их на ту или иную деятельность – получение знаний, приобретение навыка, волевое напряжение. У таких людей на всё - воля Господня. По их убеждению, чем больше они молятся, тем сильнее их вера. Льюис Кэрролл, автор знаменитых книг про Алису, сам будучи священником, предостерегал своих воспитанниц из католического колледжа от безграничной веры. Он говорил девочкам, что если они будут верить всему, то мускулы их воображения будут утомляться, и они не смогут верить самым простым и очевидным фактам, но зато верить всякому абсурду. Такие люди часто склонны ориентироваться на ожидание сверхъестественных явлений и не обращать внимание на очень важные и реальные события. Падение метеорита они рассматривают не как природное явление, а как Божью кару или её предвестие. В этом случае только и остаётся, что молиться и молиться. Такова, в общем-то, иллюзорно-компенсаторная функция религии, смиряющая человека со всем, с чем он не может или не желает совладать.
М.Б.
Что происходит при воспитании антагонизма к противоположному полу, в подражание мифическому, абсолютно бесполому ангельскому миру. Если можете, опишите динамику развития ребёнка от 6-ти лет до пубертатного периода.
В.Р.
Хочу оговориться. Не такой уж он «абсолютно бесполый» этот «ангельский мир». Если верить Библии, было время, когда с высот Ермонских для странных браков к дочерям людей сходили неземные женихи.
А вообще, по словам Лермонтова, «любовь хитрей, чем ревность или злоба». Когда любовь убивают, на её место заступают не один злой дух, а множество злейших. Угнетение полового инстинкта накладывает на организм такие нагрузки, что он отвечает серьёзнейшими расстройствами как всей соматики, так и нервной системы. И в биологическом и в социальном планах мужчина и женщина призваны находиться в тесном общении друг с другом. Если культура их общения вступает в противоречие с гормональными процессами – жди любых неприятностей. Девочки и мальчики младшего школьного возраста обычно враждуют между собой в школе. Но дальше положение постепенно меняется, и школа часто становится местом рождения первой и наиболее сильной любви. Менять такое положение извне – это значит совершать жестокое насилие над человеческой природой.
Если же говорить об онтогенезе, процессе индивидуального развития организма, то следует обращать внимание на деятельность и общение ребёнка со своими сверстниками и взрослыми. С возрастом происходит приобретение ребёнком опыта старших поколений. И в этом наблюдаются определённые закономерности. Ребёнка нельзя ограничивать в развитии, скрывая от него те или иные стороны жизни, но в той же мере опасно и форсировать его развитие. Многие родители спешат отдать ребёнка в школу, за что приходится расплачиваться тяжёлой ценой. Дети-шестилетки, в силу ещё не созревшей нервной системы, бывают не готовы к школе, и первые школьные неприятности сказываются отрицательно на их дальнейшем обучении. Дети начинают ненавидеть школу.
Сегодня возрастная психология, как отельная отрасль общей психологии, выделяет в детстве несколько периодов. Это младенчество – от рождения до года. Это детство раннее – один - три года. Это возраст дошкольный – от одного до семи лет. Это младший школьный возраст - от шести – семи лет до одиннадцати лет. Далее мы говорим о подростковом возрасте и юности. В нашей стране детьми считаются люди до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Школьные учителя выстраивают педагогический процесс с учётом возрастных особенностей. Хотя сплошь и рядом случаются жестокие ошибки. Подростки очень не любят, когда с ними общаются «как с маленькими».
Каждой возрастной категории свойственны определённые новообразования. Если они не появляются, то психологи говорят о той или иной степени инфантилизма – недоразвитости. Инфантилизм возникает по причинам медицинским и по причинам социальным.
Если говорить о детях 6-8 лет, то специфика организации их жизни определяется необходимостью воздействия на потребностно-эмоциональную сферу с привлечением практического мышления ребёнка для решения доступных жизненных задач. Основными способами, обеспечивающими полноценную жизнь детей на этом этапе, являются: твёрдый режим, увлечение, привлечение, развлечение, отвлечение, переключение с элементами простейших форм требования.
Младший школьник отличается от дошкольника большей сознательностью. От принципа «я хочу» он всё больше и больше переходит к принципам «я должен» и «это надо». У него сформировались основные психофизиологические структуры и механизмы осуществления элементарной жизненной деятельности. Он обращает своё внимание на окружающий его яркий, красочный, бесконечно разнообразный внешний мир. И в этом возрасте необходимо обеспечить ребёнку полнокровную жизнь, создать условия для развёртывания всех сил и разумных потребностей.
Качественно новый период в жизни детей начинается в подростковом возрасте. Его сложность заключается в том, что ребёнок начинает осознавать себя как личность и индивидуальность. Главной, ведущей потребностью этого возраста, является духовно-нравственная потребность в самосознании, в осмыслении своего места среди других людей. Этим во многом определяется характер его интересов, материальных и духовных потребностей, способов их удовлетворения. Говоря о возрастной периодизации, необходимо иметь в виду, что каждый возраст – единственен. И если человек, что называется, не добрал в каком-то возрасте, в младенчестве ли, в отрочестве, то в другом ему уже не добрать. Любой наш недостаток – это результат чего-то недополученного на каком-то этапе онтогенетического развития. Если мы жестокосердны, это значит, что с нами не обращались достаточно ласково, как необходимо обращаться с маленькими детьми, особенно в младенчестве.
М.Б.
Если став подростком или старше, молодой человек решит социализироваться вне религии, как с позиции психологии можно описать его состояние осознания ущербности-недоразвитости по сравнению со светскими школьниками?
В.Р.
Любые изменения в жизни вызывают напряжение нервной системы. В подростковом, очень чувствительном или, как говорят психологи сенситивном, возрасте это напряжение таит серьёзные угрозы психическому и физическому здоровью молодого человека. Многое зависит от тех обстоятельств и того окружения, в которых данное решение будет осуществляться. И конечно – от особенностей личности самого подростка или юноши. Мы же понимаем, что среда может содействовать его решению, а может стойко сопротивляться. Одно дело, когда люди доброжелательно отнесутся к решению и окажут всемерную поддержку, а другое – когда придётся преодолевать жестокое противодействие, проявлять волю. А с волей, если её не путать с упрямством, у развивающегося ещё человека далеко не всё в порядке. Он часто оказывается в так называемой ситуации «буриданова осла», когда выбор движения в ту или иную сторону оказывается крайне затруднительным. Ведь нужно же всё взвесить и за и против и только после этого совершить поступок. Это и взрослому, умудрённому опытом человеку, сделать – чрезвычайно трудно. А что же говорить о ребёнке, которым подросток по сути дела ещё является.
Теперь дальше. Подросток попадает в новую обстановку с новыми требованиями, с новыми ценностными и моральными установками. А привычки уже сформировались иные. Что-то, что ты умел и знал раньше, здесь и в грош не ценится, а усвоение чего-то другого требует многих усилий и переоценки. Ты – не такой, как все. На каждом шагу это становится очевидным. Что тут делать? Нужны силы и силы, чтобы избежать невротизации. В любом случае кризисы неминуемы.
Как бы то ни было, даже при успешном переходе к новой жизни всё случившееся отражается на формировании характера человека. Могут закрепиться неприятные переживания, проявляющиеся в виде повышенной раздражительности, неуверенности, подозрительности, замкнутости и других отрицательных (невротических) черт характера. Чтобы двигаться дальше, придётся навёрстывать упущенное. Догонит, не догонит? А если догонит, то с какими потерями?
М.Б.
Возможно ли развитие целостной личности при христианских методах воспитания и наказания: лишение/ограничение в еде, трудовые повинности, чтение запугивающих текстов из религиозных источников?
В.Р.
Вообще говоря, «целостная личность» - это некий идеал, своеобразная утопия. Кого из конкретных людей мы можем назвать целостными личностями? Ни одного человека, даже из гениев, к ним не отнесёшь. У каждого были какие-то слабости, пробелы в развитии. Вот и Царскосельский лицей, замечательное образовательное учреждение, в котором воспитывался Наше Всё и другие замечательные деятели нашей отечественной истории, этой задачи не выполнил А ведь в лицее чему только не учили – и всевозможным наукам с искусствами, и танцам, и этикету, и стрельбе, и фехтованию, тому же Закону Божьему. А вот, поди ж ты, не получилось. Того же Пушкина гармоничной личностью вряд ли кто-то назовёт, разве лишь из соображений политкорректности.
Другое дело, когда искусственно сдерживается развитие ребёнка, в угоду какого-то одного направления человеческой деятельности, того же религиозного. В таких случаях мы говорим об однобокости воспитания, о его ограниченности. Люди, получившие такое воспитание, оказываются беспомощными во многих жизненных ситуациях. У Владимира Соловьёва есть такая фраза: «Жизнь должна быть религиозной, а религия должна быть жизненной». Пока этого не получается.
Что касается наказаний едой, то это и в тюрьмах сегодня не практикуется.
К труду надо воспитывать любовь, а не отвращение. Наказания наложением всяких епитимий и трудовых повинностей – это изуверство. Им следовали фашисты и коммунисты в своих концлагерях.
Известно множество случаев, когда под страхом наказания дети «признавались» в поступках, которые они НЕ совершали.
М.Б.
Насколько допустимо вообще внедрение в сознание человека мысли о неполноценности и греховности от рождения? Каковы возможные последствия?
В.Р.
С церковной точки зрения – допустимо. «Все согрешили, и все лишены славы Божьей». На этом Церковь и существует. В процессе церковной жизни происходит беспрерывное очищение человека. Результаты же такого очищения носят сомнительный характер. С секулярной же точки зрения, они лишены какого-либо здравого смысла. Внушение ребёнку греховности его природы может нанести непоправимый удар по его психике – он только и будет корить себя, по сути, заниматься самоедством.
На почве религии возможны серьёзные нервные и психические заболевания, тем более, если последовательно только тем и заниматься, что искать в себе и фиксировать различные грехи. Тогда и мысль становится грехом. Точно по Оруэллу – мыслепреступление. Вот и Владимир Соловьёв говорит: «Творят жизнь люди веры, то есть те, которых мир считает утопистами, юродивыми». Вот вам и вывод – делаться юродивыми. Это самое лучшее. Вот и последствия, если их рассматривать в идеальном исполнении.