Бурное развитие западной, по сути – христианской, цивилизации привело в финальной декаде XX и первой XXI веков к формированию интегральной области практической деятельности человека – биомедицинским технологиям, в частности – медицинским клеточным технологиям, значение которых для жизни и м.б. выживания человечества общепризнанны. Только последнее пятилетие истории науки отмечено тремя Нобелевскими премиями в этой области.
Как наиболее передовая область знаний, данное направление регулярно привлекает внимание как светских властей, так и религиозных сообществ; причем, в последнем случае в значительной степени с точки зрения порицания и запрещения. Прогресс науки в данном случае консервативным истеблишментом рассматривается как вызов новому формату взаимодействия церкви и общества в нашей стране. Данная проблема далека от разрешения, однако вербализировать ее одна из основных задач на настоящем этапе.
Действительно, реализация некоторых из таких технологий (меньшинство) заслуживает неоднозначную этическую оценку и вполне однозначную положительную медицинскую. Уже классическим примером данного диссонанса является технология создания организмов (в т.ч. людей) in vitro в ходе процедуры экстракорпорального оплодотворения, за тридцатилетие своей реализации давшая жизнь более чем 4 000 000 граждан нашей планеты. Пользуясь низким градусом просвещенности в столь узких областях знания как у рядовых людей, так и у представителей властей религиозные сообщества, зачастую, намерено тормозят развитие и внедрение современных технологий, подменяя собственную и общественную неграмотность якобы антидуховным и антицерковным содержанием разрабатываемых технологий.
В докладе будут представлен анализ современных биомедицинских технологий как с точки зрения светской и медицинской этики, так и с клирикальных позиций.