- Информация о материале
- Автор: Администратор
Основание для рассуждений на тему информации и коммуникаций - представление о воспринимающем субъекте, воспринимаемом сигнале и обратной связи (которая в психологии зовется "рефлексия", отражение). Субъектом восприятия может быть любой объект, который меняет свое состояние (отношение со средой) после получения (приема) сигнала. В "неживой" природе это проявляется как отражение и поглощение (сигнала), причем самый яркий пример (после реакции фотоэффекта), - радиотехника, где человек использует эти свойства очень наглядно и эффективно (индукция, сопротивление, конденсация (емкость)), причем в радиотехнике "отражаются" и свойства "живого" вещества, - в первую очередь способность "захватывать" множество сигналов, удерживать и "строить" (проецировать, анализировать, синтезировать) модели будущего состояния (радиолокация, ведение целей).
При множественности взаимодействий "субъект-сигнал-обратная связь" формируются состояния, среды из таких субъектов, причем не обязательно "живых" или наделенных мифической "душой", сознание появляется (формируется) в процессе развития субъекта, группы субъектов (смены поколений), "моделирования" состояний, как необходимость "выносить" части (знаки, значения, информацию) "внутренней" модели («внутренний мир», воображение) во "внешнюю" среду для адаптации к изменениям взаимодействующих сред и субъектов (опыт, память).
В циклических системах взаимодействий (день-ночь, лето-зима и т.п.) восприятие формируется в соответствии с этими циклами, "складываются" последовательности реакций на ожидаемые изменения (алгоритмы). Развитое сознание пользуется не только своими, субъективными (личными) значениями (фиксированным опытом взаимодействия, знаниями), но и "строит" адаптеры к средам и взаимодействиям, не фиксируемым "явно" (те же радиоволны), проецирует в "будущее" не только состояние рода, вида или всей биосферы Земли, но и моделирует состояния "фантастические", "несуществующие" (это видно из религиозной практики, когда проекция личности и социума "на небо" и "под землю", приводит к разным состояниям, отражениям в реальных взаимодействиях субъектов) и вполне жизнеспособные (наука), причем можно увидеть "двойственность" этого процесса - получение (восприятие и обработка, практика) и фиксация (закрепление в опыте, знаниях, обслуживание закрепленного).
Неоднократно отмечалось, что понятие "законы" природы - это наследование от "закона божьего" – фиксация, закрепление в восприятии человечества воспринятых взаимодействий. Мораль и нравственность, этика - закрепление и удержание опыта коллективного взаимодействия (правила поведения субъектов в системе), парадигма - позиция восприятия плюс доступный для отображения опыт и т.п. Можно рассматривать другие физические среды (с другими параметрами восприятия субъектов и другими "законами"), строить другие физические среды (чем люди и вообще «живая материя» и занимаются, приспосабливая "среды существования" к себе и меняясь), создавать других субъектов и другие (не привычные и пока не существующие) способы "жития" (например перемещений вне привычной модели "ковчега", внутри некоей оболочки, а используя создаваемые новые коммуникационные состояния). Результаты исследований зависят от того, как и какими старыми/новыми шаблонами/фильтрами/идеями пользуется исследователь, какой "аппарат" восприятия/сознания-мышления сформировался у него на основе «полученных», "взятых", "принятых" представлений, воспринятой информации.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Бурьянов С.А., к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института свободы совести
Состояние научной разработанности (уровень науки и образования) оказывает значительное влияние на состояние светскости государства и реализацию свободы совести. Не менее очевидно, что уровень научной разработанности проблемы реализации свободы совести крайне слаб. Это касается, прежде всего, методологии и понятийного аппарата.
Даже в международных правовых документах и в Конституции РФ критерии и границы свободы совести определены в самом общем виде, без учета сущности, природы и значения этого права, что в значительной мере предопределяет «специальные» ограничения по усмотрению власти, в соответствии с государственной вероисповедной политикой.
Таким образом, правовое регулирование в области свободы совести базируется на принципах, не имеющих четких правовых критериев, и соответствующем понятийном аппарате, частично заимствованном из теологии.
Кроме того, неразработанность вопроса соотношения свободы совести и свободы вероисповеданий, применение юридически некорректных разделительных принципов опосредованно предопределяют чрезмерное влияние религиоведения и экспорт соответствующего (религиоведческого и также юридически некорректного) понятийного аппарата: «традиционные» — «нетрадиционные» религии, «культ», «секта» и пр.
В результате применение юридически некорректных принципов и понятийного аппарата предопределяет тенденции трансформации законодательства, направленные на юридическое закрепление клерикальной идеологизации органов власти, «специальных» привилегий для «полезных» власти религиозных объединений.
На фоне крайне слабой разработанности методологии для реализации свободы совести, выражающейся прежде всего в приоритете «религиозной политики» над «свободой совести», идеологически ангажированными учеными-религиоведами фактически разрабатывается некорректные обоснование и понятийный аппарат для преследований инаковерующих и инакомыслящих: «духовная безопасность», «религиозный экстремизм», «исламский терроризм» и т.п.
Как показывает практика, вышеупомянутые некорректные термины из области науки и образования неизбежно проникают в законодательство и сферу деятельности государственных институтов. Как следствие, в России повышаются риски преследований на основе мировоззренческих различий.
В указанном контексте, самого серьезного рассмотрения требует вопрос влиятельности религиоведения в правовой сфере. Вследствие неразвитости декларируемых конституционных принципов в области свободы совести они сначала подменяются свободой вероисповеданий, а затем ставятся в зависимость от исторически сложившихся государственно-конфессиональных отношений и реальной, формируемой по усмотрению власти, государственной вероисповедной (конфессиональной) политики. Как следствие, огромная роль в решении правовых вопросов в области свободы совести отводится религиоведению.
Это касается как общетеоретических вопросов, так и практических, например связанных с религиоведческой экспертизой[1]. Так, в условиях отсутствия единого правового определения понятия «религия» эксперты фактически судят о проявлениях религиозности, исходя из собственных представлений о ней.
[1] Более подробно на эту тему см.: Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова). М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012. – 1120 с.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
В прошедшую пятницу телеканал НТВ показал в программе «ЧП. Расследование» фильм «Бизнес-секта». Про саентологов. Страшные люди, если присмотреться: тянут из всех деньги, ворочают миллиардами, расправляются со своими оппонентами, офисы их напичканы шпионским оборудованием, а кураторы сидят, ясное дело, за океаном. В общем, обычные клише, которые канал НТВ уже не раз использовал в своих «разоблачительных» фильмах — как об оппозиции, так и о религиозных организациях, не вошедших, на свое несчастье, в число «традиционных». И обычная энтэвэшная ложь, что-то вроде «Анатомии протеста», с целью дискредитировать на сей раз саентологов, хотя никакого протеста в их рядах не зреет — но ведь может созреть! Ложь, на которую можно было бы не обращать внимания, если бы фильм превентивно не оправдывал очередное готовящееся насилие над обществом.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Технологические прорывы последних десятилетий привели к тому, что в последнее время вполне всерьез все больше аналитиков стали рассуждать о тех угрозах, которые новые технологии могут представлять для человечества. Иными словами, на ряду с неоспоримыми выгодами, которые технологическая революция уже принесла человечеству, эта революция начала еще и пугать это же человечество. И испуг этот явно нарастает, поскольку даже американский президент Барак Обама в интервью CNN рекомендовал аудитории прочитать книгу израильского историка Юваля Харари, рассуждающего именно на эту тему. Больше того, опасения по поводу нынешней технологической революции вышли уже за пределы развитого мира в мир развивающийся. В частности, на эту же тему, правда под другим углом высказался директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стретегических инициатив Дмитрий Песков на заседании совета при президенте по науке и образованию. Кстати, здесь любопытно отметить, насколько разными видят эти угрозы в развитом мире и в мире развивающемся.
Израильский профессор Харари видит эти угрозы в том, что:
- Информация о материале
- Автор: Администратор
7-8 декабря 2016 года в Южно-Сахалинске прошла конференция «Актуальные вопросы религиозной безопасности». Конференция была обычным мероприятием такого плана, в организации которого приняли участие правительство Сахалинской области и Сахалинская и Курильская епархия – причём сразу в трёх обликах: непосредственно в персоне архиепископа Тихона, от лица Общественной палаты Сахалинской области и от имени «Ассамблеи народов Сахалинской области». В обеих последних организациях вице-президентом является протоиерей Виктор Горбач, руководитель молодёжного и миссионерского отделов епархии; его можно считать фактически единоличным вдохновителем и устроителем данного форума. Регулярные мероприятия такого плана – светские по форме, но религиозные по содержанию – стали нормой для сахалинской реальности, а возможно – и для общероссийской. Хотя в конференции приняли участие духовные лидеры мусульман Сахалинской области, весомого вклада ни в организацию, ни в проведение конференции они не внесли. Иные массовые конфессии Сахалинской области – такие как многочисленные неопротестантские деноминации и римо-католический приход – практически были обойдены вниманием. Безусловно, это не является случайностью, но являет миссионерско-политическую мотивацию организаторов, стремящихся всемерно заручиться государственной и региональной поддержкой для своей клерикальной деятельности. А также регулярно демонстрировать эту поддержку, искусственно наращивая рейтинг показного доверия себе среди населения области. По своей тематике конференция продолжает скрытую тенденцию прошлогодней конференции, посвящённой экстремизму; сегодняшняя тема – «религиозная безопасность» от тех же «экстремистов». По сути, данный форум имеет своей целью утверждение социально-политического могущества Русской православной церкви московского патриархата и дисквалификацию её конфессиональных конкурентов – в первую очередь, многочисленных протестантских сообществ. Привычно разыгрывая карту «светского государства», церковные лидеры Сахалинской области ступень за ступенью движутся к фактическому клерикализму, синодализации и цезарепапизму, как это было подробно расписано мной на примере конференции 2014 года «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности».